Сколько стоит победа? Часть 4
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Отличительной чертой "пятидневной войны" на территории Южной Осетии является отсутствие в ней стороны, которая бы признала своё поражение после завершения боевых действий. И если в отношении России и РЮО победные реляции глав государств являются констатацией реального положения вещей, то в отношении Грузии оценки результатов вооружённого конфликта её руководством вызывают неподдельное удивление.
Уже утром 12 августа, в последний день конфликта, когда российские войска и осетинские ополченцы, не встречая сопротивления деморализованной грузинской армии, занимались ликвидацией грузинской военной инфраструктуры с тем, чтобы исключить плацдарм для будущей агрессии, заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе, заявила на брифинге, что "минувшая ночь в Грузии прошла спокойно, впервые у нас было ощущение победы как минимум на международном и дипломатическом фронте". Ещё дальше пошёл президент Саакашвили. В тот же день на многотысячном митинге в Тбилиси он объявил о победе Грузии над Россией. Восторженно принятый толпой, которая размахивала нарядными красно-белыми флагами, Михаил Николаевич привёл в качестве чуть ли не главного достижения грузинской армии тот факт, что России пришлось ввести в регион 1200 танков. "Столько не вводили даже в Чехословакию и Венгрию!" - воскликнул экспансивный Саакашвили, сообщив также, что грузинские войска понесли гораздо меньшие потери, чем российские военные. Во что же обошлась "победа" в конфликте Грузии?
3 сентября грузинской стороной была обнародована следующая официальная статистика потерь: министерство обороны - 156 погибших, 14 пропавших без вести, 1199 раненных; министерство внутренних дел - 13 погибших, 209 раненных; гражданское население - 69 погибших, 61 раненый. Итого: погибло 238, пропало без вести 14 и ранены 1469 граждан страны. Вместе с тем, эксперты считают, что цифры потерь были занижены в политических целях. По предположениям российских военных экспертов, высказанным в информационной программе "Вести" на телеканале "Россия" 15 августа, потери грузинской армии могут составить 1,5-2 тыс. человек убитыми и до 4 тыс. ранеными. При этом важно то, что Грузия потеряла самую подготовленную часть личного состава своих войск и наиболее качественную технику. За пределами Абхазии и Южной Осетии российские Сухопутные войска и ВВС разгромили большую часть военной инфраструктуры Грузии. Таким образом, этой стране ещё очень долго будет просто нечем воевать и все многолетние усилия Саакашвили по созданию современных боеспособных вооружённых сил превратились в ничто.
Серьёзный ущерб конфликт нанёс экономике страны. 8 сентября МИД России опубликовал свои оценки экономических потерь Грузии от военной авантюры в Южной Осетии. "Прямые потери от разрушенной боевыми действиями инфраструктуры составили 1 млрд долларов, а это 8% национального ВВП, особенно серьёзно пострадали ключевые отрасли грузинской экономики", - заявил представитель внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко. "Несмотря на жёсткие административные меры, грузинская банковская система потеряла 12% депозитов, а валютные резервы страны сократились примерно на 6,5%, то есть до 1,25 млрд долларов, - добавил дипломат. - Значительные убытки понесла туристическая индустрия Грузии. По разным оценкам, отказались от поездок или покинуло страну более 100 тыс. человек".
При этом ещё остались неоценёнными реальные и потенциальные потери страны от сокращения транзита через её территорию, который давал до 47% поступлений в бюджет государства. Если разрушенную инфраструктуру страны уже пообещали восстановить американцы, объявив о выделении 1 млрд долларов, то восстановить довоенные масштабы транзита энергоносителей из Каспийского региона даже им будет не под силу. Это наглядно продемонстрировал визит вице-президента США Дика Чейни 3 сентября в Азербайджан и его переговоры с президентом Ильхамом Алиевым.
По сведениям издания "Коммерсант", Азербайджан отказался форсировать работы по строительству газопровода Nabucco в обход российской территории. В прошедшем месяце бюджет страны понёс серьёзные убытки из-за взрыва на трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, совершённого курдскими сепаратистами на турецкой территории, а также приостановки работы газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и нефтепровода Баку-Супса. В этих условиях Азербайджан уже увеличил загрузку нефтепровода Баку-Новороссийск и, по всей видимости, пришёл к выводу, что в нынешних условиях гораздо надёжнее транспортировать газ в Европу не через Грузию и Турцию, а через Россию. Тем более что в июне этого года "Газпром" сделал предложение азербайджанской стороне закупать её газ в любых объёмах, причём по европейской формуле цены. Очевидно, что Грузия надолго потеряла свою привлекательность в качестве транзитного государства.
Возникает резонный вопрос, так была ли "победа" Грузии? По всей видимости, ответ будет отрицательным, если не отождествлять Грузию с режимом Саакашвили. Последний действительно добился очередной победы над своими политическими противниками внутри страны. Поддавшись шовинистическому угару, грузинская оппозиция целиком и полностью поддержала действия президента в Южной Осетии, легитимировав, таким образом, и его сомнительную победу на президентских выборах. Временная стабилизация проамериканского политического режима, действующего вразрез с национальными интересами Грузии - такова, в конечном итоге, цена, которую заплатит грузинское общество за поражение в конфликте в Южной Осетии.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Читайте также:
Россия-Запад: игра на нервах и санкциях
А Грузия всё не уймётся: чем Тбилиси помешала Олимпиада в Сочи
Комментарии