ОРЕАНДА-НОВОСТИ. При всех своих недостатках мировой экономический кризис - отличная лакмусовая бумажка для проверки жизнеспособности экономических моделей. Экономический бум последних лет сменился сильным спадом для всех трёх прибалтийских стран. Латвия, Литва и Эстония стали жертвами собственного успеха. Из двигателя Единой Европы они в одночасье превратились в балласт, который западные собратья всё с меньшим удовольствие тянут из кризисной западни.

Латвия

Латвия переживает сейчас самый тяжёлый экономический кризис со времён распада Советского Союза. По итогам первого квартала 2009-го падение ВВП оказалось невообразимым - почти 29% по сравнению с предыдущим тремя месяцами.

А ведь ещё совсем недавно в Риге росли новостройки, цены на жильё и суммы кредитов, которые с лёгкостью выдавали банки. Видимое благополучие возвышало Латвию в глазах всего ЕС. С началом кризиса всё рухнуло разом. Теперь растут только очереди на бирже труда: за год безработица прыгнула с 6,14% до 17,4%. А страна оказалась в преддефолтном состоянии.

Для преодоления кризиса властям пришлось урезать соцподдержку своих граждан. Накануне политикам удалось договориться об экономии более 1 млрд долларов на пенсионных выплатах и зарплатах бюджетникам. За пенсии взялись основательно: неработающим пенсионерам их сокращают на 10%, работающим - на 70%! Зарплаты педагогов с сентября станут почти вдвое меньше. И так почти в каждой сфере.

Достигнутый компромисс позволит Латвии рассчитывать на получение кредитов от Евросоюза и Международного валютного фонда. "Благодаря вчерашним решениям государство действительно спасено от банкротства", - заявил 12 июня глава правительства Валдис Домбровскис. Однако "спасение" - неверное слово. Страна получила лишь отсрочку, выиграв у кризиса пару-тройку месяцев. Сокращение пенсий -дело неблагодарное, не только потому, что это будет нагнетать социальную напряжённость, но и потому, что снижение соцподдержки приведёт к сокращению спроса на многие товары. А нет спроса - не будет и предложения, будут разоряться фирмы, прежде всего малые, и вслед -новый виток безработицы.

Реакция населения на действия правительства была предсказуема: латыши вышли на улицы. "Хлеба, хлеба!" - скандировали демонстранты на улицах Риги. Ведь думали, хуже уже быть не может. Оказывается, может. Жить становится не на что.

В январе подобный митинг закончился погромами, но в этот раз людей сдерживала полиция. Не силой, а уговорами. Стражи порядка тоже участвуют в акции протеста, ведь зарплаты урезали и им.

Литва

Литва чувствует себя получше соседки, но лишь чуть-чуть. Ещё недавно там удивлялись падению ВВП Латвии на 15%, а сегодня - это литовская реальность. По данным Департамента статистики, за первый квартал 2009 года ВВП Литвы упал на 13,6%. А прогноз на 2009 год увеличен с 10,5% до 18,2%.

Правительству Литвы вновь пришлось сокращать социальную поддержку населения: накануне оно постановило вдвое сократить максимальный размер пособия по материнству (с 2 тыс. 145 до 1 тыс. 078 евро в месяц), повысить с 1 января 2010 г. пенсионный возраст (пока не определено, на сколько) и увеличить ещё раз налог на добавленную стоимость - с 19 до 21%. Кроме того, планируется снизить размер базовой зарплаты госслужащим, от которого считается уровень их окладов, с 475 до 430 литов (примерно 138-125 евро).

В конце прошлого года в рамках антикризисных мер в Литве уже были значительно подняты налоги, отменены налоговые льготы. В результате некоторые отрасли - строительные компании, риэлтерские фирмы, туристическая отрасль, рекламные и дизайнерские компании - оказались на грани исчезновения. Подобное количество банкротств, рапортует Департамент статистики Литвы, в последний раз фиксировалось только в 2002 году. В 2008 году, по сравнению с 2007 годом, число банкротств выросло на 57,9%.

Новые меры, вероятно, также приведут к череде банкротств. Предприниматели в ответ говорят, что рост налогов казну не наполнит, зато снизит спрос на продукцию. 

На этом фоне челночный бизнес снова входит в моду в прибалтийской республике. Из Литвы в Калининград за сигаретами и бензином. Очереди на границе растянулись на несколько километров. И, по утверждениям экспертов, будут только расти: с апреля Вильнюс поднял цены на горючее и литовцы поехали заправляться в Россию. Топливо в Литве уже давно перевалило за евро. Литр 95-го стоит около 4 лита - это 48 руб. На российской стороне - в два раза дешевле. Что касается разницы в ценах на продукты между Калининградом и Вильнюсом, то на российской стороне они дешевле на 15%. А на покупке мясных изделий можно сэкономить порядка 20%.

Эстония

Не осталась в стороне и Эстония. 18 июня парламент Эстонии утвердил сокращение государственных расходов в сфере социальных гарантий населению. Как сообщили ИА REGNUM Новости 19 июня в канцелярии парламента Эстонии, согласно утверждённым решениям, с 1 июля обязательные выплаты по больничным листам сокращаются с 80% до 70%, обязательные выплаты матерям по больничному бюллетеню при уходе за заболевшим ребёнком - с 100% до 80%. Также после 1 июля государство прекращает компенсировать учебные кредиты работникам общественного сектора, а так называемое похоронное пособие в размере 3000 крон (192 евро) отменяется. Ранее, уже в 2008 году Эстония стала сокращать государственные расходы за счёт различных пособий и социальных гарантий, а также размеров пенсий.

Не повезло в этот раз и бизнесу. Также с 1 июля в Эстонии вступают в силу новые нормы и размеры различных государственных налогов, акцизов и сборов, направленных на получение дополнительного дохода в государственный бюджет: налог с оборота  увеличивается с 18% до 20%, акцизы на моторное топливо и природный газ - на 10% и другое. Предполагается, что данные меры принесут дополнительно в государственный бюджет 5,5 млрд крон (352,6 млн евро).

В Латвии народ уже вышел на улицы, Литве профсоюзы пока только пригрозили массовыми акциями протеста. Но в отличие от соседей, Эстония уже готова к социальным бунтам: парламент страны утвердил законы о чрезвычайной ситуации и разрешил правительству использовать армию для подавления массовых беспорядков.

Кабинет министров утверждал, что длительные акции протеста, сопровождающиеся погромами, ставят под угрозу конституционный порядок и могут привести к серьёзному ущербу. Однако ранее военные подразделения можно было применять только в крайних случаях - при попытках государственного переворота и угрозе терроризма. Теперь в Эстонии протестовать опасно для жизни.

Все эти проблемы заставляют Прибалтику поворачиваться лицом к России. Латвия уже остановила работу комиссии по подсчёту ущерба от "советской оккупации". Рижские власти, наконец, подсчитали, что в условиях кризиса работа комиссии оказалась не только не выгодна, но и вредна - политически и экономически. Правда, Литва пока от своих намерений не отказывается: никто в Литве не собирается отказаться от денег, которые Россия должна заплатить Литве "за оккупацию". Об этом уже недвусмысленно высказался премьер Андрюс Кубилюс.

В целом же Прибалтика, как и весь мир, стоит на пороге больших перемен. И по какому пути Литва, Латвия и Эстония пойдут после кризиса: выберут дальнейшую интеграцию в ЕС, сближение с Москвой или придумают собственный сценарий развития - большой вопрос.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Заграница без виз

Русские идут: на Ле Бурже раскупают отечественные самолёты

Золото Колчака: "Мир" спешит на помощь

От молока - к газу и ППУ: торговая война РФ-РБ набирает обороты