Fitch подтвердило рейтинг Казахстана
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB+" и "A-" соответственно. Прогноз по рейтингам - "Стабильный". Рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте подтвержден на уровне "BBB+". Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне "A-", а краткосрочный РДЭ в иностранной валюте - на уровне "F2".
Казахстан перенёс серьезные негативные изменения в области условий торговли, обусловленные резким снижением цен на нефть. Масштаб таких изменений усиливается девальвацией рубля, перспективами глубокой рецессии в России и замедлением в Китае (которые являются двумя крупнейшими торговыми партнерами Казахстана), а также связанной с этим волной девальваций в СНГ, в результате чего курс тенге выглядит заметно завышенным относительно курсов валют у торговых партнёров.
Как и все крупные производители и экспортеры нефти, Казахстан столкнулся с непростым вопросом, является ли текущий шок по цене на нефть временным или постоянным явлением. В итоге власти страны решили применить консервативный подход, пересмотрев допущения по цене на нефть в сторону понижения для бюджета на 2015 г. с 90 долл./барр. до 50 долл./барр. и сократив расходы на 10%. Такой шаг согласуется с длительной историей взвешенной фискальной политики, для которой были характерны неоднократные профициты бюджета и наращивание валютных резервов в Национальном фонде Республики Казахстан ("НФРК").
По мнению Fitch, сильный суверенный баланс Казахстана (чистые иностранные активы государства превышают 40% ВВП, а общий государственный долг был равен менее 15% ВВП) обеспечивает значительные возможности для маневра без давления на суверенную кредитоспособность. Правительство одобрило использование 9 млрд. долл. из НФРК в 2015-2017 гг. на инфраструктурные проекты и пополнило Фонд проблемных кредитов на 2,7 млрд. долл. в целях разрешения ситуации со слабыми балансами казахстанских банков. В совокупности правительство предусмотрело 5,5 млрд. долл. средств из НФРК на развитие финансового сектора и кредитование малого и среднего бизнеса с 2014 г.
Масштаб фискального стимулирования должен позволить Казахстану избежать рецессии в отличие от России. Тем не менее, Fitch ожидает резкого замедления роста до среднегодового уровня 1,8% в 2015 г. и 2,5% в 2016 г. с 6% в 2011-2014 гг. Кроме того, власти страны сталкиваются с непростой задачей по устранению несбалансированности курса тенге в контексте резкого падения цен на нефть и курса рубля.
Кредитно-денежная и валютная политика страны является слабой относительно рейтингуемых сопоставимых суверенных эмитентов. Значительный уровень долларизации затрудняет проведение эффективной монетарной политики, в то время как доверие к существующему "управляемому плавающему" обменному курсу является низким. В среднесрочной перспективе центральный банк страны намерен ввести инфляционное таргетирование, но это будет предполагать более гибкий обменный курс. Такая политика будет способствовать защите экономики и государственных финансов от внешних шоков, а также ограничит долларизацию. И, наоборот, при менее оперативном "управляемом плавающем" курсе есть риск дальнейшей долларизации и сокращения чистых иностранных активов государства с течением времени.
Рейтинг устойчивости в банковской системе Казахстана находится на низком среднем уровне "b", что указывает на слабую банковскую систему в сравнении с сопоставимыми странами и высокий потенциал продолжения государственной поддержки. Банки восстановили свои внешние балансы с 2008-2009 гг., закрыв открытые валютные позиции, что сглаживает прямое влияние каких-либо шоков в области валютного курса в будущем. Однако разрешение ситуации с неработающими кредитами с прошлых периодов идет очень медленно. Механизмы укрепления банковских балансов, финансируемые из НФРК, должны помочь сократить неработающие кредиты примерно до 10% к концу года с недавнего высокого уровня в 30%, однако в случае резкой девальвации тенге в будущем возможно появление новых неработающих кредитов, что затруднит кредитование для поддержки восстановления экономики.
26 апреля действующий президент Нурсултан Назарбаев был переизбран на пятый срок. Досрочные президентские выборы (голосование должно было состояться не ранее 2016 г.) были обусловлены тем, что Казахстану необходимо сохранение политической стабильности в стране на фоне более низких цен на нефть и неопределенного геополитического прогноза. Политический риск в основном связан с вопросом преемственности с учетом возраста президента (74 года) в отсутствие явного преемника. Смена власти в Казахстане не происходила с момента получения независимости в 1991 г.
Структурные факторы являются важными для суверенных рейтингов страны. Текущие рейтинги учитывают высокую зависимость от сырьевых товаров, при том что Казахстан имеет слабые позиции по индикаторам управления и институциональных факторов Всемирного банка. ВВП на душу населения по рыночному обменному курсу, который показывает посильность долговой нагрузки и устойчивость к шокам, превысил медианное значение для стран с рейтингом в категории "BBB" на 27% в 2014 г. Однако, по оценкам Fitch, эта разница может сократиться на 50% в 2015 г., если рост и курс тенге к доллару будут меняться согласно ожиданиям агентства.
"Стабильный" прогноз означает, что факторы для понижения и повышения рейтингов сбалансированы. Однако следующие риски вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:
- Ошибки в проводимой политике и/или длительный период снижения цен на нефть, что приведет к уменьшению чистых иностранных активов государства, связанному с более низкой экономической и финансовой стабильностью
- Возобновление ослабления банковского сектора, что приведет к условным обязательствам для суверенного эмитента
- Событие из области политического риска.
И наоборот, следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:
- Шаги, направленные на укрепление кредитно-денежной и валютной политики
- Эффективная реструктуризация банковских балансов
- Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета, который в настоящее время оценивается в более чем 9% от ВВП
- Существенные улучшения в сфере управления и институциональной среды.
Комментарии