Fitch: обвинения ЕС могут ускорить переход к спотовым ценам
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings отмечает, что обвинения Генеральной дирекции Комиссии ЕС по вопросам конкуренции в отношении бизнес-практик Газпрома в Восточной Европе могут ускорить переход к рыночному ценообразованию. Наиболее вероятным результатом станет дальнейшее снижение привязки цен на газ к ценам на нефть в Восточной Европе, на которую приходится менее 30% европейских продаж газа Газпрома. Это приблизит ценообразование в регионе к Северо-Западной Европе, где доминирует привязка к ценам на торговых площадках. Окончательные последствия сложно предсказать, однако наш сценарный анализ показывает, что какие-либо изменения сами по себе вряд ли будут представлять угрозу для рейтинга Газпрома ("BBB-"/прогноз "Негативный").
Этот процесс, вероятно, растянется на годы, и мы считаем, что со временем экономические факторы заставят обе стороны достигнуть взаимоприемлемого решения. Низкая себестоимость добычи и большой объём предложения Газпрома, сильный платежеспособный европейский рынок и существующая структура газопроводов остаются устойчивым основанием продолжения торговли для обеих сторон.
В то же время Газпром и европейские покупатели газа ищут пути диверсификации. Газпром ведет строительство газопровода в Китай и планирует начало строительства второго. Пропускная способность двух газопроводов вместе будет составлять около 2/3 от объема поставок природного газа в Европу.
Меры по диверсификации поставок в Восточную Европу включают недавний запуск терминала СПГ в Клайпеде (Литва), на который может приходиться до 20% газового импорта страны в 2015 г., включая СПГ из США. Терминал СПГ в польском городе Свиноуйсьце должен быть готов в середине 2015 г. и потенциально покрыть почти треть потребностей страны в газе. Но даже с учетом этих новых проектов, Восточной Европе придется полагаться на Россию в отношении основной части получаемого газа в обозримом будущем.
Не ясно, несколько негативным фактором будет рыночная цена на газ для Газпрома. Когда цены на нефть превышали 100 долл. за барр., спотовые цены на газ, как правило, были ниже цен с привязкой к нефти. Однако более низкие цены на нефть делают менее явными преимущества для клиентов от спотовых цен на газ. Газ сложен для транспортировки, что приводит к различным режимам ценообразования в мире. Даже в рамках ЕС, инфраструктура имеет узкие места с ограниченными соединительными узлами. Это затрудняет прогнозирование того, как будет развиваться какое-либо рыночное решение и кто от этого выиграет.
Определить результат процедуры в ЕС с какой-либо степенью определенности на данном этапе также невозможно. Однако, чтобы лучше понимать потенциальный масштаб изменения бизнес-практики, мы подвергли стресс-тестированию наши текущие прогнозы по EBITDA и денежным средствам от операционной деятельности (FFO) Газпрома в 2015-2017 гг. Наши допущения по стрессовому сценарию включают снижение на 20% объемов продаж восьми восточно-европейским странам ввиду более высокой конкуренции со стороны СПГ и падение цен на 20%, чтобы они были ближе к уровням Западной и Центральной Европы. Это привело бы к снижению на 4% общих объёмов продаж газа у Газпрома и средних цен на газ в Европе. Мы также подвергли стресс-тестированию маржу EBITDA у Газпрома, чтобы учесть умеренные штрафы или выплаты за предыдущие периоды, которые Газпром может быть вынужден произвести по решению Европейской Комиссии.
EBITDA и FFO Газпрома уменьшились на 10% по стрессовому сценарию в сравнении с первоначальным рейтинговым сценарием агентства. Увеличение чистого левериджа, скорректированного по FFO, у компании составило до 25% в 2015-2017 гг. Это является существенным, но вряд ли само по себе привело бы к негативному рейтинговому давлению ввиду запаса прочности по рейтингам Газпрома в соответствии с нашими текущими рейтинговыми триггерами. Какое-либо фактическое влияние также, вероятно, проявится не сразу, поскольку процесс носит длительный характер.
В направленном Европейской Комиссией уведомлении о возражениях, утверждается о нарушениях рыночных принципов в рамках деятельности компании в Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. Потенциальные последствия для Газпрома включают крупные, но, вероятно, посильные штрафы и внесение изменений в договоры, дающих покупателям больше прав в отношении перепродажи газа другим странам.
Комментарии