В Москве вспомнят погибших при испытании ракеты в 1980 году
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В Церкви святителя Филиппа, Митрополита Московского, в Мещанской слободе, расположенной по адресу: г.Москва, ул.Гиляровского, 35 18 марта в 14.30 состоится поминальная служба по воинам, погибшим при испытании ракетно-космической техники на космодроме Плесецк в 1980 году.
Легендарные "семерки" - космические носители, созданные на базе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и её модификации Р-7А. Долгие годы они составляли основу отечественной транспортной космической системы. С их помощью на орбиты выводилось до одиннадцати различных типов спутников, а также пилотируемые корабли. В семидесятых и восьмидесятых годах ежегодно с космодромов "Байконур" и "Плесецк" стартовало более 60 "семёрок", из которых 80…85 процентов приходилось на долю 1-го ГИК МО.
"Семёрка" открыла космические старты не только "Байконура", но и "Плесецка". И с этой ракетой связана самая чёрная дата в истории северного космодрома: 17 марта 1966 года с помощью ракеты "Восток-2" запущен первый космический аппарат, а спустя 14 лет, 18 марта 1980 года взрыв ракеты "Восток-2М" уносит жизни полсотни людей. Предстояло провести очередной пуск ракеты-носителя "Восток-2М" с космическим аппаратом военного назначения. Эта ракета характеризовалась очень высоким уровнем надёжности: за предыдущих 16 лет пусков с обоих космодромов - только одна авария и два несостоявшихся пуска, а с 1970 года не было ни одной аварии.
Пуск был назначен на 21 час 16 минут 18 марта 1980 года. Накануне ракета была установлена в стартовом сооружении и прошла без замечаний автономные и генеральные испытания. К семи часа вечера 18 марта все блоки ракеты были полностью заправлены керосином. Продолжалась заправка жидким кислородом и азотом, при этом баки боковых блоков были уже заполнены полностью. Завершалась заправка перекисью водородом.
В 19 часов 01 минуту яркая вспышка осветила местность и море огня охватило всю пусковую установку. В это время на своих рабочих местах в соответствии со штатным расписанием находились и выполняли операции технологического графика 141 человек. Из них непосредственно на стартовом комплексе погибло 44 человека. 43 человека получивших ожоги различной степени было доставлено в госпиталь, четверо из которых в последствии умерло.
Для выяснения причин взрыва была образована Правительственная комиссия, которую возглавил заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов. Были привлечены ведущие учёные, специалисты и опытные испытатели ракетно-космической техники из научно-исследовательских, конструкторских и производственных организаций промышленности, Министерства обороны и Академии наук СССР. Созданные по заданию Правительственной комиссии рабочие группы провели скрупулёзное рассмотрение документации, опыта эксплуатации ракетно-космических комплексов на базе ракеты Р-7А, технологии производства, данных о техническом состоянии ракеты и стартового комплекса, организации и хода подготовки ракеты к пуску, результатов осмотра остатков ракеты и стартового сооружения, сведений о личном составе боевого расчета и его действиях.
Основная сложность в работе комиссии заключалась в отсутствии прямых свидетельств о месте и причинах катастрофы. Поэтому свои версии рабочие группы строили, опираясь на результаты опроса уцелевших номеров боевого расчёта и очевидцев катастрофы, многие из которых находились на достаточно большом удалении от пусковой установки.
По визуальным наблюдениям большинства (более 80 процентов) очевидцев катастрофы в начальный период возникла вспышка в районе третьей ступени (блок Е) ракеты. Затем через 3…7 секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки, после чего возник общий пожар на пусковой установке, сопровождавшийся тремя-четырьмя взрывами. Разрушение ракеты носило на столько скоротечный характер, что от боевого расчёта не было получено ни одного сигнала тревоги. Только капитан А. Кукушкин успел крикнуть по шлемофонной связи: "Снять напряжение с борта!…"
Для объяснения причин катастрофы было выдвинуто девять версий, которые объединялись в две группы. Одна из них, условно названной "верхней", связывала начало катастрофы с образованием вспышки (локального взрыва) в районе третьей ступени. Большего всего версий (шесть) оказалось в "нижней" группе, объясняющих начало катастрофы взрывом перекиси водорода в нижней части ракеты. Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, раскаленного атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.
"Верхняя" версия, ставшая в итоге официальной, исходила из показаний подавляющего большинства свидетелей, а также бесспорно установленного факта, что при заправке ракеты была течь жидкого кислорода в месте подстыковки заправочного шланга к баку окислителя третьей ступени и боевой расчёт намеревался устранить эту течь нештатным способом - путём обмотки стыка мокрой тканью.
Правительственная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стал "взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчёта". Те, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой. Только через год, 23 июля 1981 года, чудом избежав повторения трагедии, удалось установить, что причиной катастрофы 18 марта было использование для изготовления фильтров перекиси водорода каталитически активных материалов. Разложение перекиси началось в наземных магистралях и завершилось взрывом на борту ракеты. Однако доказать документально, что при заправке взорвавшейся ракеты использовались некондиционные фильтры сегодня невозможно.
Комментарии