Ученые обнаружили в бурятском молоке уникальный природный биоконсервант
Молочнокислые бактерии, которые изучали микробиологи, принадлежали к виду Lactococcus lactis (раньше его называли Streptococcus lactis). Именно этот вид молочных бактерий давно используется для производства низина (пищевой добавки Е234). Низин по своей сути – природный антибиотик, как, например, пенициллин, но известен он больше под именем пищевого консерванта Е234. С 1940-х годов его производят в промышленных масштабах и добавляют практически во все скоропортящиеся продукты. Низин подавляет грамположительные бактерии (стафилококки, стрептококки и др.), многие спорообразующие и некоторые кислотоустойчивые бактерии.
Выделенный учёными из бурятского молока штамм микробов относился к подвиду Lactococcus lactis subsp. lactis – тому же самому подвиду, который используется при производстве низина. Однако новый штамм, получивший номер 194, от него отличался. Он подавлял рост не только грамположительных, но и грамотрицательных патогенных бактерий, а также плесневых грибов из родов Aspergillus и Fusarium и дрожжевых грибов рода Candida.
"Этот микроб выделяет белки, похожие по структуре и биологическими свойствам на дорогостоящий препарат Nisaplin, а также вещество, уничтожающее грамотрицательных бактерий, и алкилароматический кетон, обладающий фунгицидным действием. Эти вещества являются уникальными и они отсутствуют в компьютерных базах биологически активных веществ", – говорит один из авторов открытия Лидия Стоянова из МГУ.
Удивительные свойства микробов из бурятского молока связаны, по мнению учёных, с тем, что они обнаружены в уникальной экосистеме рядом с озером Байкал с широким спектром климатических и экологических ниш.
"Сравнительное экологическое изучение штаммов лактококков, выделенных из различных эколого-географических зон, показало, что наблюдается определённая адаптация их к внешним факторам среды обитания. Бурятия, район озера Байкал – уникальная по экологии территория, эта экологическая ниша вносит свои коррективы в флору и фауну нашей страны", – цитирует пресс-служба МГУ Лидию Стоянову.
Но самое любопытное во всей истории с бурятским молоком заключается в том, что чистокровных бурятских коров уже нет, они полностью исчезли в прошлом веке. Их заменили полукровки – помесь бурятской аборигенной породы с казахской белоголовой. Правда, с преобладающе высокой долей бурятской коровы – 75-80%. Да и этих чудом уцелевших полукровок бурятские учёные сейчас собирают буквально по одной. Так что уникальные микробиологические свойства относятся к бурятскому молоку, но не от бурятских коров. Если же местным генетикам удастся восстановить бурятскую породу, а такие планы у них есть, то появится новый объект для интереснейшего микробиологического исследования.
Комментарии