ИА «Ореанда-Новости»В Московской консерватории продолжаются концерты в честь 125-летия со дня рождения выдающегося композитора XX века Пауля Хиндемита. 5 февраля в Рахманиновском зале выступят пианистка Екатерина Державина и сопрано Мария Остроухова.

Пауль Хиндемит, начавший свой творческий путь как скрипач, стал одним из выдающихся альтистов своего времени; он был дирижёром, который сотрудничал со многими выдающимися оркестрами мира; известным педагогом и музыкальным теоретиком, автором собственной тонально-гармонической системы; музыкальным писателем и философом; и, наконец, крупнейшим композитором.

Живший в эпоху мировых войн и революций, Хиндемит твердо верил в «Гармонию мира» (именно так он назвал свою оперу, посвящённую астроному Кеплеру), в созидающий аспект музыкального искусства. «Мы воспринимаем её [музыки] звуки и формы, но они остаются лишёнными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем её возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному», — писал композитор.

Хиндемит был разносторонне и глубоко образован в области музыки и говорил со слушателем ярко индивидуальным авторским языком, мастерски преломляя и продолжая лучшие традиции старинных мастеров добаховского и баховского времени. Творческое наследие Хиндемита обширно и разнообразно: он — автор нескольких опер, балетов, хоровых опусов; кроме того, он оставил сочинения практически для всех существующих инструментов. Поэтому сделать выбор для юбилейной программы наверняка было одновременно и легко, и сложно — так много интересных, необычных партитур создал этот композитор.

На концерте в Рахманиновском зале прозвучит вокальный цикл Хиндемита «Житие Марии», созданный на стихотворения Рильке. Советский музыковед Борис Асафьев сравнивал этот цикл с «добротной и мощной фактурой Дюрера», и это неслучайно: именно гравюра «Житие Марии» великого немецкого живописца и вдохновила поэта при создании своего стихотворного опуса. Музыка Хиндемита — строгое благородное повествование — отчетливо напоминает образцы баховского стиля, а инструменты и голос сосуществуют в едином пространстве, погружая слушателей в возвышенную атмосферу.

АБОНЕМЕНТ № 54

«МИР КОМПОЗИТОРА»

К 125-летию со дня рождения Пауля Хиндемита

Мария ОСТРОУХОВА (сопрано)

Екатерина ДЕРЖАВИНА (фортепиано)

В программе:

П. Хиндемит                                  «Житие Марии», вокальный цикл