Органные вечера на Ковенском пройдут в Санкт-Петербурге
1 мая в 20:00 откроет цикл органный концерт "Времена года – весенние настроения". Начало мая – время весеннего цветения и буйства молодой зелени, время ярких красок и пения птиц. Время поэтов и влюблённых. Во все эпохи весеннее пробуждение волновало художников, поэтов, композиторов, вдохновляя на создание шедевров в самых разных жанрах и формах. Московская органистка Татьяна Андрианова приглашает погрузиться в атмосферу сладких грез и трепетных ожиданий, которая наполняет сочинения композиторов разных эпох и стран: от барокко до неоклассицизма, от Италии до Норвегии. Торжественная нарядность монументального органного цикла Баха и немудреная песенка «Кукушки» Дакена. Апогей весеннего расцвета в "Весне" из шедевра Антонио Вивальди "Времена года" в органной версии. "Весна" из оратории Гайдна "Времена года", "Песня жаворонка" из Детского альбома Чайковского и чудесные пьесы Грига. Майское настроение поддержат разноплановые сочинения немецких романтиков. Это один из этюдов для педального фортепиано Шумана, Третья органная соната Мендельсона, революционера жанра романтической органной сонаты, а также Ария прекрасного мелодиста Йозефа Райнбергера. Изюминки концерта – сочинения мало известных в России композиторов Лемэра и Флетчера. Времена года/Весенние настроения – начало мая с Королем инструментов.
2 мая в 16 часов, в рамках вечеров на Ковенском, начнётся органный концерт «Легенды Британии». Это незабываемое путешествие в неповторимый и самобытный мир музыки туманного Альбиона XVIII-XX веков с известным петербургским органистом Егором Колесовым – музыкантом, неутомимым в поисках и воплощении новых творческих идей. Особая энергетика туманного Альбиона – почти в унисоне с Петербургом, именно поэтому в этот вечер объединятся Гендель и Смарт, Ральф Воан-Уильямс и Герберт Хауэлл. Это встреча с изысканной, пронизанной особым британским колоритом музыкой, практически не звучащей в России. Рожденный в Германии Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг именно в туманном Альбионе. "Завет мастера Таллиса" – сочинение Роберта Хауэллса, посвященное знаменитому английскому композитору XVI века Томасу Таллису, в которой принципы музыкальной формы мастера трактуются в современном видении. Великий композитор Уильям Бёрд написал элегию на смерть композитора: "Скончался Таллис, музыка скончалась". Другой, не менее интересный эпизод концерта – встреча с творчеством Джона Айрленда, испытавшего влияние немецкой романтической школы, французских импрессионистов и Игоря Стравинского. Ральф Воан-Уильямс – один из основоположников новой английской композиторской школы, провозгласивший необходимость создания национальной музыки на основе английского музыкального фольклора и традиций английских мастеров XVI-XVII, воплощал в своём творчестве эту идею, обращаясь к самыми разнообразным жанрам. Легенды Британии – празднество вкуса для меломанов-гурманов!
8 мая в 20:00 в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской начнётся органный концерт "Времена года и Ода к радости". Это выступление блестящей петербургской органистки Марии Лобецкой, которое объединит хиты Баха и Вивальди, Бетховена, Карг-Элерта и Мендельсона. Концерт откроет один из самых масштабных опусов Баха: Токката, адажио и фуга до мажор из развернутого цикла с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии – новая эра в развитии органной Весна из знаменитых Времен года Вивальди поразит невероятными тембрами и красками в версии для органа. Бетховен представлен органными транскрипциями двух самых известных своих симфонических шедевров: это Ода к радости из Девятой симфонии и Allegretto из Седьмой. Прекрасно вписываются в драматургию концерта мощная и жизнеутверждающая хоральная прелюдия Nun dancket alle gott Карг-Элерта и проникновенная молитва из Готической сюиты Боэльмана. Яркая, колоритная, воистину майская программа, музыка, понятная всем.
9 мая в 16 часов начнётся концерт "AVE MARIA". Это вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Искренняя и великая молитва, обращенная к Пречистой Деве. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошел эту тему. В их числе – Палестрина, Доницетти, Керубини, Моцарт, Шуберт, Лист, Россини, Верди, Гуно, Брукнер, Брамс, Дворжак, Сен-Санс, Тости, Франк, Беллини и многие другие. Каждый из мастеров "услышал" эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Самая известная Аve Maria, которая прозвучит в исполнении обладательницы красивейшего сопрано, прелестной Александры Зарянкиной и блестящей органистки Екатерины Маришкиной, написана Францем Шубертом. В концерте представлены версии Сен-Санса, Пьяццоллы, и, конечно же Баха-Гуно, знаменитую тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Публика услышит и легендарную Ave Maria, приписываемую Каччини, но оказавшуюся мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. Сольный орган представлен хитом для Короля инструментов – Токкатой и фугой ре минор Баха, полной трагизма и философских размышлений Пассакалией Христофора Кушнарева и двумя хоральными прелюдиями Таривердиева из сборника "Подражание старым мастерам" Известно ли вам, что этим удивительным композитором написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? "Подражание старым мастерам" – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.
15 мая в 20:00 всех желающих приглашают на романтический орган в белую ночь. Концерт известной петербургской органистки Анны Калинкиной, в котором пересекутся Германия, Франция и Италия. Мендельсон – первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнося в них неповторимый дух своего времени. Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии, – новая эра в развитии органной романтической сонаты. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера, увы, в России более известна органистам, нежели публике, так как звучит крайне редко. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Винченцо Петрали – потомок легендарного контрабасиста Боттезини. Непревзойденный органист-виртуоз и блестящий импровизатор, сторонник модернизации органа. Его музыкальный стиль на стыке барокко и романтизма основан на типичном итальянском бельканто девятнадцатого века, влияние которого ощутимо в современной ему светской и духовной музыке. Композитор, органист и пианист Марко Энрико Босси был одним из модернизаторов итальянской инструментальной музыки. Путь итальянцев от оперы к подлинно инструментальной ("абсолютной") музыке совершался под воздействием немецкой традиции. Основатель французской романтической школы Сезар Франк отличался глобальным полифоническим мышлением в сочетании с романтическими приемами изложения, создав свой неповторимый стиль.
16 мая в 16 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской начнётся органный концерт "Грани времени: Букстехуде, Бах, Таривердиев". Бах – планета, вокруг которой вращаются неисчислимые устремления музыкантов и композиторов всех времен. Букстехуде, один из культовых фигур северной немецкой органной школы, высоко ценил творчество Иоганна Себастьяна, который в свою очередь, испытал влияние своего выдающегося предшественника. Иоганн Па́хельбель — немецкий композитор и органист, вершина южной немецкой органной музыки периода барокко. Органное творчество Мендельсона, вернувшего миру Баха из забвения, непосредственно связано с традицией Баха. Совершив переворот в мире органной сонаты, Мендельсон также пополнил репертуар Короля инструментов циклами из прелюдий с фугами и отдельными пьесами, в числе которых редко исполняемая Пассакалия. Связь с Бахом безошибочно прослеживается и музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого лейпцигского кантора. Лиричные и героические, камерные и масштабные опусы "Орфея из Сент-Клотильд" прочно вошли в золотой репертуар органа. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган.
22 мая в 20:00 начнётся органный концерт "Венгерская рапсодия. Ференц Лист". Органную страницу творчества венгерского гения перевернет для публики известный петербургский органист Юрий Семенов в программе "Венгерская рапсодия". Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Сделав переложение своей же симфонической поэмы "Орфей", он ещё раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр! Церковная торжественная увертюра на хорал Николаи, переложенная Листом для органа редко исполняется и заслуживает особого внимания. Современник Шумана и Мендельсона, Отто Николаи прожил недолгую, но весьма яркую жизнь, скончавшись в возрасте 39 лет. Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы "Пророк" Джакомо Мейербера – самое грандиозное сочинение Листа для органа. Основная тема – хорал, сопровождающий обряд Крещения в первом акте оперы, стилизованный под средневековую манеру. Бонус концерта – две фортепианные прелюдии Шопена в органной транскрипции Листа. "Венгерская рапсодия" – органные шедевры Ференца Листа
23 мая в 16 часов начнётся концерт, на котором прозвучит музыка кельтов и норвежских фьордов. Она рождена многовековыми традициями свободолюбивого и бесстрашного народа. Закройте глаза и кельтская мелодия нарисует в вашем воображении загадочные холмы и бескрайние равнины, бездонные озера и стремительные горные ручьи. В смелом творческом проекте Кристины Ротаевой встретились космическое звучание органа и безудержная игривость вистла, популярного ирландского инструмента. Вистл — продольная флейта со свистком и шестью отверстиями. Её самобытный тембр передает неповторимый колорит кельтской музыки, позволяя погрузиться в атмосферу зажигательной энергетики танца, прикоснуться к древнейшим народных традициям. Известная в России и за рубежом органистка удивит вас игрой на столь необычном ирландском инструменте. Конечно же, встреча обещает и органные соло. Это редко звучащее сочинение одного из самых культовых британских композиторов Эдварда Элгара 11 Фантазий для вечерней службы, Фантазия на бретонские темы Сен-Санса, который ещё при жизни снискал славу блестящего органного виртуоза, и прелестная миниатюра Грига в органной версии. Орган&вистл – альянс аутентичной музыки и древних народных традиций.
29 мая в 20:00 начнётся вояж по органной Германии. Концерт одной из самых ярких органисток нового поколения Эльноры Гросс. Путешествие по самой органной стране мира начнётся в Барокко и завершится в Романтизме, с остановками на страницах Баха и Шумана, Мендельсона и Ройбке. Две вершины удивительной эпохи барокко – Бах и Вивальди, в чьем творчестве к апогею пришли достижения немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии, – новая эра в развитии органной романтической сонаты.. Творчество Шумана представлено этюдом в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Финал концерта – опус Юлиуса Ройбке, талантливейшего немецкого композитора-романтика, покинувшего этот мир в 24 года. Сын органиста и ученик Листа, безмерно одаренный музыкант успел оставить лишь одно сочинение, прочно вошедшее в репертуар концертирующих органистов. Это Соната на 94 псалом до минор. Сочинение демонстрирует безграничные возможности органа и требует от исполнителя виртуозной педальной техники.
И завершит цикл органных концертов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской 30 мая "Прощание с весной. Майские эскизы". Начало в 16:00. Майские эскизы концерт известных петербургских музыкантов Дениса Быстрова и Лилии Кузнецовой в последний день роскошного месяца мая. Прозвучат сочинения немецких композиторов разных эпох: Баха, Кребса, Райнбергера, Мендельсона, Шумана. Гобой в альянсе с Королем инструментов. Великолепное сочетание тембров. Интереснейшие транскрипции. Орган соло предстанет во всем многообразии. Бах представлен одной из своих самых известных пьес, написанной во французском стиле. Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Иоганн Кребс – самый любимый и успешный ученик Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии в музыке, несмотря на наступающую эру классицизма, в котором работали и все сыновья Баха. Символический мост между Бахом и Мендельсоном, барокко и романтизмом ещё раз подчеркнет преемственность традиций: Мендельсон заново открыл миру это великое имя, был непревзойденным органным виртуозом, служил в легендарной Томаскирхе и в своих опусах для Короля инструментов неизменно опирался на баховское наследие. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера, увы, в России более известна органистам, нежели публике, так как звучит крайне редко. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. "Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно", – сказал как-то композитор. Майские эскизы – расставание с весной скрасит незабываемая музыка, написанная на века.
Организаторы заботятся о здоровье гостей. Всех слушателей просят быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию. Концерты предназначены для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.
Комментарии