Петербург, бесспорно, является культурным сердцем России. Этот город у большинства жителей нашей страны ассоциируется с историей, искусством, вдохновением для поэтов и писателей-классиков разных времён. Это город, из зданий которого нередко доносятся ноты знакомых произведений, город с насыщенной культурной жизнью.

И сегодня нам удалось посетить Петербургский фестиваль «ЯАртист», поговорить с участниками концерта,  выпускниками консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 

Культурный центр Елены Образцовой хорошо спрятан среди небольших заведений с яркими вывесками. Дверь в него - вход в необыкновенный мир классической музыки. Само здание было построено в 1833-1834 годах для жены тайного советника Рюль. В облике здания преобладают черты поздней эклектики. Верхние этажи отличаются броским и пышным оформлением, а вход в сам культурный центр находится в типичной петербургской парадной с закруглёнными перилами, крупной плиткой и арочным окном.

Концертный зал напоминает помещение для балов XVIII века: переливающиеся люстры, белые колонны, классические бежевые шторы. Потолок кажется продолжением стен, украшенных обрамленными вырезами в стене светильниками, пейзажами и натюрмортами. В передней части зала расположился большой грациозный белый рояль. Слева от сцены разместили портрет основательницы культурного центра Елены Образцовой.

Елена Образцова – русская певица, которая вошла в число величайших оперных звёзд мира. Она пела под управлением самых крупных оперных и симфонических дирижёров, исполняла главные партии на лучших сценах Европы и Америки. Центр основан лично Еленой Васильевной, и в этом году ему исполняется 25 лет. 

В первом отделении состоявшегося концерта в зале культурного центра Елены Образцовой – программа «Диалог культур». Её исполнители – ансамбль флейтистов «Flute masters» (Анастасия Канеева - флейта-пикколо, флейта, София Лубянцева - флейта, Александра Муковня - флейта, Фёдор Чернышёв - флейта, Наталья Касьяненко - флейта, Анастасия Тонина - флейта-альт, Олег Батаев - флейта-бас). В программе этого отделения прозвучали произведения П.И. Чайковского, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, Г. Форе, М. Равеля и Ж. Бизе. Слушатели оценили уровень мастерства музыкантов, великолепную технику исполнения и слаженность звучания ансамбля.

Вторая часть концерта, программа «Консерваторские скрепы» - проект Ольги Артюгиной. Эта программа пронизана идеей соединения. Она объединяет наших современников, живых людей, окончивших консерваторию, и «бывших студентов» - композиторов, чьи произведения исполняются в этой части программы. Эти композиторы жили каждый в своё время, говорили на своём языке, имели разное социальное окружение, что формирует, по словам Ольги Артюгиной, не только «Я» человека, но и «Я» музыканта. В программе звучали произведения Дж. Россини, В. Дашкевича, Э. Грига, А. Хачатуряна, Ф. Гобера, М. Равеля и С. Слонимского. А исполнители вечера – выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: Анна Артёменко (фортепиано), Анастасия Антропова (меццо-сопрано), Лора Бирук (фортепиано), Анна Комарова (флейта), Алим Садыхов (гобой), Екатерина Церр (фортепиано), Галина Ефимова (фортепиано) и Ольга Артюгина (скрипка).

Ольга Артюгина и Галина Ефимова (на фото Михаила Киреева) исполнили для зрителей "Танго" Владимира Дашкевича, а Галина Ефимова, в свою очередь, сольно исполнила «Ундину» из цикла Равеля «Ночной Гаспар». По направлению это произведение относится к французскому импрессионизму, представителями которого являются Морис Равель, Клод Дебюсси, Эрик Сати и другие. Важную роль в этой музыке играет звукоизобразительность, образность, тонкие градации в музыке, зачастую воспроизводящие картины моря, неба, природы. В пьесе Равеля у пианиста при исполнении постоянно переплетаются руки, и мелодическая линия переходит из одного регистра в другой, фактура изображает водный мир и Ундину – повелительницу вод, которая пела о любви земному юноше. Когда слышишь эту музыку, представляется водная гладь, бушующие волны, рябь и переливы света в воде. Финальный пассаж на всю клавиатуру - последнее появление Ундины. Когда повелительница вод понимает, что земной юноша отверг её, она исчезает в морских глубинах, оставляя только брызги и круги на воде. 

- «Ночной Гаспар» - фортепианный цикл Мориса Равеля, состоящий из трёх пьес: «Ундина», «Виселица» и «Скарбо». В качестве эпиграфов к пьесам композитор использует поэзию Алоизиюса Бертрана. Цикл связан с моим консерваторским прошлым - я играла «Скарбо» ещё тогда, когда в консерватории не проводился ремонт, в старом здании, в удивительном по красоте и своим акустическим свойствам зале имени Александра Глазунова. Это произведение, как и весь цикл в целом, относится к одним из самых технически сложных произведений фортепианного наследия и требует яркого образного мышления от исполнителя и, конечно, виртуозности. У меня зародилась идея вернуться к этому циклу и исполнить его целиком. А сегодня вечером зрители услышали «Ундину», первую пьесу цикла, - рассказывает пианистка.

 
- Галина, расскажите про свой творческий путь.

- Я начала заниматься музыкой примерно в 5-6 лет. Но первое соприкосновение с музыкой произошло ещё раньше, так как я из музыкальной семьи, моя мама - пианистка, концертмейстер, педагог. Она и отдала меня в музыкальную школу в моём родном городе Кемерово. Я училась и постепенно пришла к тому, что без музыки дальнейшей жизни уже совсем и не представляю. После музыкальной школы я окончила Санкт-Петербургское училище им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургскую консерваторию, а потом и ассистентуру-стажировку при ней.

От автора: Галина Ефимова с детства участвовала в различных конкурсах и фестивалях. В 2017 году стала лауреатом на конкурсе Mirabello in Musica в Италии. А в 2018-м получила первую премию на конкурсе Марии Юдиной в составе камерного трио. Выступала более, чем в 20 городах России, а также в Германии, Финляндии, Швейцарии. В 2017-м году принимала участие в гастрольном туре по городам Сибири, посвящённом 90-летию М.Л. Ростроповича. В 2019-м году закончила ассистентуру-стажировку консерватории в классе профессора, заслуженного артиста России, Сергея Александровича Урываева. Совершенствовала мастерство на мастер-классах Виллема Бронса (Нидерланды), Сергея Мильштейна (Швейцария), Марии Гамбарян, Владимира Троппа, Михаила Лидского, Кристофа Шиллера (камерный ансамбль, Швейцария).

- Галина, каков путь студента ассистентуры-стажировки? Чем он занимается? 

- Очень важна выбранная при поступлении специализация, на что будет сделан упор, на каком репертуаре. Что касательно формы отчёта, то мы играли аспирантские концерты, а также писали выпускную работу. Тема моей работы - «Соната Брамса для виолончели и фортепиано F-dur op. 99: анализ композиции и исполнительские комментарии». Камерная музыка Иоганнеса Брамса - это золотое наследие камерного репертуара. Вторая соната для виолончели и фортепиано op. 99 – настоящий шедевр. Мне доводилось играть её немалое количество раз на концертах, в том числе и на одном из аспирантских, и я приняла решение рассмотреть её в своей работе с разных точек зрения. Были затронуты не только вопросы композиции, но и исполнительские, а также ансамблевые аспекты. Удалось рассмотреть строение сонаты, форму и её трансформацию в музыке, темповые особенности, характер музыки, взаимодействие виолончели и фортепиано, а также то, как два таких разных инструмента могут соединяться воедино и что для этого желательно учитывать при исполнении этого произведения. Инструменты имеют настолько разные тембры, штрихи и приёмы звукоизвлечения, что оттого и интереснее проанализировать их взаимодействие на примере этой гениальной музыки. Важно глубоко проникнуть в музыкальную ткань, чтобы попытаться разгадать и донести до слушателя то, что являлось замыслом композитора. Много интереснейших деталей можно отыскать, работая с текстом и уделяя внимание нюансам. Особое внимание в работе уделялось ансамблевым тонкостям, а конкретно тому, как нужно сыграть пианисту, чтобы ансамблисту было удобно с ним играть.

Одним из самых ярких номеров концерта-фестиваля «ЯАртист» было выступление скрипачки Ольги Артюгиной в дуэте с Галиной Ефимовой. Они исполнили вторую часть скрипичной сонаты Владимира Дашкевича - «Танго», представляющее собой квинтэссенцию страсти, также не лишённую таинственности и зловеще-фантастических образов. Исполнение музыки композитора, известного по фильмам "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Зимняя вишня", восхитило слушателей своим профессионализмом, виртуозностью и сплочённостью дуэта. 

- Когда ты поступаешь в консерваторию, ты думаешь: «Ну, сейчас-то мне всё-всё расскажут», - рассказывает Ольга Артюгина. - Но это не так. На самом деле, надо привыкать к мысли, что учиться придётся всю жизнь и, что немаловажно, нужно быть учителем для самого себя, а для успешного достижения этого необходима тяга к знаниям, к открытию для себя чего-то нового. После консерватории у меня был переломный момент. Вроде бы я всё умела, думала: «В конце концов, я же знаю, в какой руке скрипку со смычком держать» (смеётся). Поэтому возник некий барьер, «Всё, всё, хватит уже учиться», - думала я и, конечно, сомневалась. Однако, у меня всё время было ощущение, что  надо «додавить», как будто пытаешься открыть какую-то новую дверь для себя, но при этом преследуют мысли типа: «А если она не открывается, то может быть, уже и не стоит туда заходить?». Потом ты собираешься с силами, и всё же решаешься толкнуть эту дверь, резко вваливаешься, оглядываешься и понимаешь с удивлением: «О! Да тут ещё одна комната! С ещё одной дверью!». В итоге я не пожалела, что уехала учиться. Было очень много сложностей - тяжёлые учебные будни, совмещённые с концертной деятельностью, другие иностранные языки, иные культуры, обычаи. Но именно в этот период я научилась не ожидать открытий от учителей, а решилась открывать что-то новое в себе самой, для себя, для своей профессии, и, как следствие, и для слушателей, которые приходят на мои концерты. 

От автора: Ольга Артюгина с 7 лет начала заниматься музыкой. После года обучения в детской музыкальной школе она поступила в среднюю специальную музыкальную школу, в которой училась 11 лет. Затем, поступив в консерваторию, становилась лауреатом различных всероссийских и международных конкурсов. Выступала в филармонических и концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Италии, Польши, Швейцарии, Нидерландов, Австрии, Македонии, Франции, Китая, Сербии, Греции. Осенью 2017 года участвовала в гастрольном туре по странам Юго-Восточной Европы в качестве солистки. В 2017 году окончила ассистентуру-стажировку, поступив в Высшую школу музыки королевы Софии в Мадриде. После Испании Ольга решила поступить в Консерваторию города Лугано в Швейцарии.

- Я родилась в семье музыкантов. Папа у меня – баянист, а мама - пианистка. Было очевидно, что я стану заниматься музыкой, хотя даже в истории начала моего музыкального пути есть две версии и, как я подозреваю, обе имеют право на существование. Я помню так: в один из вечеров ко мне подошёл папа, и я поняла, что он держит за спиной какие-то подарки. В одной руке была флейта, а в другой – скрипка. Как ребёнку мне было очень интересно познакомиться со скрипкой, наверное, потому что визуально она напоминает какие-то человеческие очертания, некое духовно обогащённое существо. Вторая же версия звучит следующим образом: Поскольку мои родители брали меня частенько на работу, одна из учительниц в школе увидела меня и сказала: «Так, это что за девочка? Какие хорошие ручки! Длинные пальчики! Надо на скрипку!». С этих непротиворечивых стечений обстоятельств и начался мой путь музыканта, - делится своей историей исполнительница.

- Ольга, сейчас Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Какие трудности возникают при работе с детьми?

- Конечно, обучать детей игре на скрипке сложно: например, исправляешь что-то одно – возникает проблема в другом. Начинаешь исправлять интонацию - появляются лишние движения кистью или задирается правое плечо. Исправляешь плечо – зажимается левая рука. Делаешь с ребёнком упражнения – плывёт интонация, нужно ставить каждый палец, исправлять. Это ювелирная работа, нужно всё собирать, как пазл. Это большой труд, так у всех. Я не видела ни одного человека, у которого бы так всё «оп» и получилось, - говорит Ольга.

- Люди, далёкие от классической музыки, очень часто удивляются, как вообще возможно играть на таком сложном инструменте настолько профессионально, душевно…

- Можно сравнить с терменвоксом, этот инструмент преобразует движения рук человека вокруг особой антенны в звуковые колебания. То есть ты в прямом смысле «цепляешь» воздух, играешь на невидимых струнах. На скрипке примерно то же самое, только ты это видишь. Трудно людям объяснять, как человек на грифе без ладов ищет нужные звуки. Это сложно. В плане изготовления этого инструмента тоже существует огромное количество тонкостей. Даже не все скрипачи знают, что, например, между грифом и струнами должно быть чёткое, миллиметрами выверенное расстояние, а высота подставки должна быть соотнесена с пропорциями скрипки. Любая «подвижка» на инструменте будет влиять на звук, вибрации и обертоны. По-моему, это гениально, - улыбаясь, рассказывает Ольга Артюгина.

- Слушая вашу игру дуэтом с Галиной Ефимовой, возникает ощущение, что вы друг друга понимаете уже на каком-то ментальном уровне, всё делаете очень слаженно, плавно передаёте тему друг другу, проживаете вместе каждый образ. Давно ли вы играете вместе?

- Мы учились в консерватории на разных курсах, и нам доводилось вместе играть на концертах и на консерваторских экзаменах. То есть мы уже довольно давно знаем друг друга. Первые совместные выступления состоялись в 2015-м году.

...Концерт фестиваля «ЯАртист» получился очень разноплановым, с разнообразным репертуаром и составами. Все, кто находился в зале, получили невероятное удовольствие как от игры молодых артистов, так и от разнообразия программы. Зрители ещё долгое время после концерта благодарили молодых артистов, которые устроили слушателям настоящий праздник. 

Когда-то известный немецкий историк философии Куно Фишер сказал: «Никакая картина, никакое слово не могут так выразить самое существенное, самое интимное содержание сердца, как музыка; её сердечность несравненна, незаменима…». Сочинения Чайковского, Дашкевича, Равеля, Лядова, Хачатуряна, и других не менее именитых композиторов, прозвучавших на концерте, лишний раз доказывают слушателям правдивость этого высказывания.

Олеся Павлюченко

специально для ИА "Ореанда-Новости"