"Старый Петербург" покажут в ГМИИ
Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков (1874–1941) – известный петербургский коллекционер и знаток искусства, один из основателей Музея Старого Петербурга (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В течение десяти лет Аргутинский был товарищем председателя Совета и дирекции музея. С 1907 года он передал в дар Музею Старого Петербурга чертежи ведущих петербургских архитекторов XVIII – первой половины XIX века, живопись, акварели и рисунки с видами столицы, гравюры и литографии, планы Петербурга разного времени. Эта коллекция составила ядро собрания музея в первое десятилетие его существования.
Старинные изображения Петербург - самая значительная часть коллекции Аргутинского-Долгорукова. Всего им было собрано более трёхсот видов города и его окрестностей XVIII-середины XIX века в живописи, рисунке, эстампах, фотографиях и произведениях прикладного искусства. Особое место в этом ряду занимают рисунки, гравюры и литографии русских и иностранных художников, запечатлевшие классицистический Петербург.
Благодаря гравюрам Б. Патерсена и И.В. Ческого, литографированным видам Петербурга, изданным Обществом поощрения художеств в 1820-е годы, эстампам, созданным английскими, немецкими и французскими граверами и литографами в XIX столетии, сложилась устойчивая петербургская иконография, включавшая наиболее репрезентативные виды столицы и ее окрестностей.
Облик города 1830-х годов отражён в работах таких мастеров городского ландшафта, как М.Н. Воробьёв и В.С. Садовников. В 1810-1830-х годах городские пейзажисты часто изображали Дворцовую набережную и Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова и набережную у Академии художеств.
Однако собрание Аргутинского представляет не только хрестоматийные виды, но и дает возможность проследить историю многих знаменитых памятников. Так, на выставке можно увидеть Елагиноостровский дворец, изображённый неизвестным художником до его перестройки в 1817-1819 годах. В рисунках 1830-1850-х годов запечатлены сцены возведения и открытия памятников: «Посещение императором Николаем I строительства Александровской колонны во время передвижения каменной глыбы для фундамента» неизвестного художника, «Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны» М.Н. Воробьёва, «Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади» В.С. Садовникова.
В поисках новых городских мотивов Аргутинский, считавшийся «тонким знатоком искусства», включал в свою коллекцию не только листы превосходных рисовальщиков и акварелистов Э.П. Гау, К.И. Кольмана, В.С. Садовникова, но и работы неизвестных художников. Немного вялый рисунок швейцарского декоратора Д.Ф. Ламони искупался мотивами его работ: несохранившимися или утратившими свой первоначальный вид постройками в Павловске.
Отдельную небольшую группу составляют изображения интерьеров, исполненные в 1830-1860-х годах: Казанского собора (З.Ф. Иванов), Малой церкви (Э.П. Гау) и Иорданской лестницы Зимнего дворца (Ю. Фриденрейх (?), парадной лестницы Академии художеств (В.Г. Фурман).
В собрание вошли также серии гравюр и литографий, издававшиеся в первой половине - середине XIX века, в числе которых «Виды пригородов и окрестностей С.-Петербурга» по оригиналам С.Ф. Щедрина, «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» Общества поощрения художеств и другие.
Созданная во второй половине XIX века панорама «Общий вид Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полёта» И.И. Шарлеманя (гравюра с этого оригинала была подарена музею В.Н. Аргутинским-Долгоруковым) завершает «обозрение» Старого Петербурга.
Выставка откроется 13 мая и продлится до 10 августа 2016 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»).
Комментарии