ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 2 ноября 2011 года, в среду в 19.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского (Москва) будет исполнена оратория для солистов, хора и оркестра Антонио ВИВАЛЬДИ "Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна" (1716).

Исполнители: Вокальный ансамбль "Интрада". Художественный руководитель - Екатерина Антоненко
Московский камерный оркестр "Musica Viva". Дирижёр - Александр РУДИН
Солисты:
Юдифь, молодая ветилуанская вдова - Лаура ПОЛЬВЕРЕЛЛИ (меццо-сопрано, Италия)
Олоферн, ассирийский полководец - Мария-Жозе ТРУЛЛУ (контральто, Италия)
Вагус, евнух, оруженосец Олоферна - Марина КОМПАРАТО (меццо-сопрано, Италия)
Абра, служанка Юдифи - Мария ГОРЦЕВСКАЯ (сопрано)
Озия, первосвященник Ветилуи - Рустам ЯВАЕВ (контртенор)


В Год Итальянского языка и итальянской культуры в России у российских слушателей появилась редчайшая возможность познакомиться с подлинным шедевром Антонио Вивальди, до сей поры фактически неведомым московским меломанам. Исполнение монументальной библейской оратории "Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна" для российской столицы - явление уникальное, как один из первых опытов возрождения оперно-ораториального творчества "рыжего аббата" (до сих пор знаменитого в нашей стране в основном своими скрипичными концертами из цикла "Времена года"). Реставрация забытого наследия венецианского мастера, начавшаяся относительно недавно (немногим более полувека назад), принесла с собой открытие "Торжествующей Юдифи" - первой и единственной из четырёх ораторий Вивальди, дошедшей до наших дней.

История о молодой ветилуанской вдове Юдифи, отрубившей голову варвару Олоферну и тем самым спасшей свой город от осады, во времена Вивальди имела вполне современное звучание. Сам композитор обозначил её жанр довольно парадоксальной формулировкой: "духовная военная оратория". Произведение посвящено победе Венецианской Республики над турками в 1716 году в ходе осады острова Корфу, оккупированного турецкими войсками. На премьере этого произведения среди слушателей находился сам победоносный генерал Иоганн Маттиас фон дер Шуленбург, освободивший Корфу от захватчиков. Аллегорический подтекст был очевиден современникам композитора: Юдифь символизировала Светлейшую Венецианскую Республику, а под варваром Олоферном подразумевался нечестивый турецкий султан. Оригинальная партитура Вивальди поражает взгляд и чарует ухо обилием редких в современном оркестре музыкальных инструментов: кроме струнного оркестра с литаврами, деревянными духовыми, трубами и органом в исполнительском составе задействованы мандолина, 4 теорбы, 5 виол да гамба, виола д амур и 2 сопрановых шалюмо. Насладиться этим тембровым букетом во всей полноте сегодня почти невозможно, поэтому многие партии заменены более традиционными в современном оркестре инструментами.

Блистательно-виртуозные вокальные партии опер и ораторий Вивальди служат пока непреодолимым препятствием для исполнения его музыки за пределами Италии, адекватно справиться с ними до сих пор могут в основном соотечественники композитора, поэтому для российского исполнения "Торжествующей Юдифи" приглашены великолепные итальянские певцы во главе с выдающимся барочным меццо-сопрано Мариной Компарато (исполнительницей заглавных ролей в вивальдиевских операх "Орландо, мнимый сумасшедший" и "Джустино"), меццо-сопрано Лаурой Польверелли и контральто Марией-Жозе Труллу (участницей постановок "Коронации Поппеи" Монтеверди, "Китайского идола" Паизиелло и "Аксура, царя Ормуза" Сальери, опер Генделя и Хассе).

Любопытно, что в этой оратории все сольные партии написаны для женского голоса, включая самого непобедимого ассирийского полководца Олоферна, евнуха Вагуса и первосвященника иудейского Озии, а в качестве ассирийских солдат и жителей Ветилуйи выступает исключительно женский хор: объясняется это тем, что "Торжествующую Юдифь" Вивальди написал для своих воспитанниц из венецианского приюты для девочек Ospedale della Pieta. Для Марины Компарато и Марии-Жозе Труллу эта оратория уже стала привычным репертуаром: в 2001 году они приняли участие в первой записи "Торжествующей Юдифи", осуществлённой оркестром римской Академии Санта-Чечилия под руководством дирижёра Алессандро де Марки. Лаура Польверелли пользуется огромной известностью в мире барочной и классической оперы, одними из последних ярких работ певицы стали партии в операх "Олимпиада" Перголези (Театр Сан Карло, Неаполь) и "Идоменей" Моцарта (Ла Скала), а также оратории Моцарта "Освобожденная Ветилуйя", написанной на тот же самый библейский сюжет о подвиге Юдифи.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.