Выставка из цикла "Возрождённые шедевры" открылась в Эрмитаже
Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464) – один из выдающихся художников XV столетия ? золотого века нидерландской живописи, ученик знаменитого мастера северного возрождения – Робера Кампена, работал в Брюсселе. В нидерландскую живопись он внёс тему раскрытия человеческих переживаний, оказав значительное воздействие на своих современников и последователей.
В настоящее время в мире известны четыре варианта картины "Святой Лука, рисующий Мадонну". Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других - в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия). Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая – с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.
За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций – в 1854 году часть со святым Лукой была паркетирована (усиление основы картины с задней стороны, препятствующее ее деформированию) Федором Табунцовым. Затем, в 1867 году, эта половина была переведена с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым. В 1884 году он же после приобретения второй половины картины перевел её с дерева на холст и соединил в единое целое с первой частью.
После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид. Почти – потому что она оказалась лишённой верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки – вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной. Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.
В начале 2013 года, после исследования памятника в ИК- и УФ-лучах, проведения рентгеноскопии, изучения состава материалов живописи, как авторских, так и реставрационных, была начата работа по реставрации картины.
В конце 2015 реставрация картины была закончена. Было проведено раскрытие от многослойного сильно потемневшего лака, удалены старые реставрационные записи и мастиковки, заходящие на авторскую живопись, тонированы утраты авторской живописи. На реставрационных приставках XIX века проведена новая реконструкция, соответствующая авторской композиции.
Комментарии