Второй концерт абонемента "Каноны и апокрифы" состоится 4 ноября
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 4 ноября 2010 года, в четверг в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится второй концерт абонемента "Каноны и апокрифы".
В исполнении Заслуженного Коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра ТИТОВА впервые в России прозвучит "Третий и последний завет" для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра Николая ОБУХОВА. Также будет исполнена Симфония №3 "Божественная поэма" СКРЯБИНА.
Солисты: Наталия МИРОНОВА, Александра РЕПИНА, Олеся ПЕТРОВА, Борис СТЕПАНОВ и Борис ПИНХАСОВИЧ. Концерт проводится в рамках Года Франции в России при поддержке Французского Института в Петербурге.
В начале XX века произошёл очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую "высшую цель" искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего.
"Божественная поэма", Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстаёт знаменитая скрябинская формула "томление-полёт-экстаз". Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает "эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной".
Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом. Действительно, точками отсчёта для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Владимира Соловьёва, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана.
Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям. Примерно около 1915 года, Обухов изобрёл свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты - Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии