ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  21 сентября 2012 года в Концертном зале имени Чайковского свой филармонический абонемент открывает камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова. Первым концертом "Виртуозов" в филармоническом цикле будет дирижировать маэстро из Австрии Питер Гут.

В программе:
- ШТРАУС - Увертюра к оперетте "Принц Мафусаил"
                    - Полька "Тик-так" из оперетты "Летучая мышь"
- ГАЙДН - Менуэты венского придворного бала
- МОЦАРТ - Контрдансы
- БЕТХОВЕН - Контрдансы
- ШУБЕРТ - Балетная музыка №2 из оперы "Розамунда, княгиня Кипрская"
- ЛАННЕР - Шенбруннские вальсы
- ШТРАУС (отец) - Цыганский галоп
- ШТРАУС - Вальс "Вино, женщины и песни", Полька "По телефону"
- ШТРАУС - Быстрая полька "Без остановок"
- ШТРАУС - Новая пиццикато-полька из оперетты "Княгиня Нинетта", Русский марш, Полька-мазурка "Шалунья"
- ШТРАУС - Быстрая полька "Без забот"
- ШТРАУС - Вальс "Обнимитесь, миллионы"


Свой исполнительской манерой Питер Гут возрождает традиции дирижирования семейства Штраусов. Точнее, старинную практику капельмейстерского искусства, когда дирижёр не только управлял оркестром, но исполнял ведущую, как правило, скрипичную, партию. В такой стилистике Питер Гут выступает с Фестивальным оркестром Иоганна Штрауса ("Штраус-оркестром"), который он основал в Вене в 1978 году. Работа со своим коллективом принесла дирижёру-скрипачу всемирную известность и реноме одного из самых авторитетных специалистов в наследии венских классиков. Помимо собственного "Штраус-оркестра", Питер Гут сотрудничал с ведущими мировыми оркестрами, среди которых Королевский филармонический оркестр (Лондон), Симфонический оркестр NHK (Токио), Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Тонхалле (Цюрих). Дирижёр неоднократно участвовал в Новогодних концертах в Сантори Холл (Токио), а также в Линкольн-центре (Нью-Йорк), где представлял программы "Салют Вене". Питер Гут был музыкальным директором Первого Венского фестиваля оперетты в Японии и дирижировал новыми постановками оперетт в известных концертных залах мира. Также он поставил телевизионные версии оперетт "Веселая вдова", "Летучая мышь" и "Цыганский барон" для канала RTVE (Мадрид). В его богатой дискографии выделяется запись на CD премьерного исполнении фантазии "Штраус с севера" датского композитора Ганса Кристиана Лумбье. За эту запись Гут получил Британскую премию Music Retailers Award, а его записи с Симфоническим оркестром Венского радио были признаны лучшими записями музыки Штрауса на фирме Марко Поло.

Питер Гут не раз выступал в России - в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Московском международном Доме музыки, в Концертном зале Санкт-Петербургской Филармонии, а также на "Днях Вены" и на "Венском балу" в Москве. В 2007 году Гут был назначен главным приглашенным дирижером Государственного Театра Музыкальной комедии в Санкт-Петербурге, где он представляет ежегодный Гала-концерт с участием звезд мировой оперетты. Помимо исполнительства, свой незаурядный талант Питер Гут раскрывает в педагогике и исследованиях о скрипичном искусстве, поддержке начинающих композиторов и пропаганде современной музыки, а наряду с руководством "Штраус-оркестром", он является концертмейстером Симфонического оркестра Венского радио. За свои многочисленные достижения в 2006 году Питер Гут удостоился Золотого знака Почета Вены.

В московском концерте с "Виртуозами Москвы" Питер Гут обратится к музыке династии Штраусов, изучению которой он посвятил не одно десятилетие. "Семейство Штраусов - это уникальный случай, когда отец и трое его сыновей занимались композицией. Кроме, пожалуй, Бахов. Отвечая запросам масс, музыка Штраусов была обречена на популярность: она дарила тогда, дарит и сейчас слушателям ощущение праздника, радости, света", - рассказывал Питер Гут на пресс-конференции в Нижнем Новгороде, где гастролировал со своим венским оркестром. Австриец прекрасно владеет русским, чему способствовало обучение в Московской консерватории, где Питер Гут учился три года после окончания Венской Академии. Его педагогом был Давид Ойстрах, в аспирантуре у которого он учился вместе с Владимиром Спиваковым. В творческой судьбе бывших сокурсников немало сходства. Оба начинали карьеру как блистательные скрипачи, с разницей в несколько лет основали свои камерные оркестры, выступления с которыми принесли им мировую славу. А умение подарить ощущение праздника исполнением программы любой, даже самой повышенной сложности, сделало Спивакова и Гута не меньшими кумирами публики, как некогда был Иоганн Штраус-сын.

Младший Иоганн-Штраус стал самым известным из династии, и основное место в московском концерте Питера Гута отдано именно его музыке. Но замысел концерта - представить панораму танцевальных жанров венских классиков. Свой первый филармонический вечер "Виртуозы Москвы" назвали "От менуэта до вальса. Истоки венской музыки". И чтобы охватить всю стилистику классических венских балов, австрийский маэстро включил в программу по одному опусу из наследия родоночальников вальса Ланнера и Штрауса-отца, польку "Без забот" его младшего сына Йозефа, контрдансы Моцарта и Бетховена, кажущиеся невинными забавами на фоне великих творений этих классиков, "Менуэты венского придворного бала" Гайдна, изысканность которых композитор подчеркнул в названии, и балетную музыку из оперы "Розамунда" Шуберта, в которой основоположник музыкального романтизма предстаёт модным завсегдатаем венских салонов.

Из наследия Иоганна Штрауса-сына выбрана отнюдь не самая известная музыка, что добавляет программе занимательности, а уж прекрасными мелодиями и оркестровыми красотами полны все сочинения Штрауса-младшего. Не случайно именно его назвали "Королём вальса", хотя создателями жанра венского вальса считается его отец, Иоганн Штраус-старший (1804 -1849) и Йозеф Ланнер (1801-1843). Эти два скрипача-виртуоза сначала были коллегами в придворном оркестре, а потом конкурентами. Ланнер больше полюбился властям, и император Франц Первый назначил именно его "управляющим придворными балами". А Штрауса боготворила публика, и Капелле Штрауса (Strauss Kapelle) досталась вся слава. Когда же Ланнер скоропостижно умер, и император всё-таки назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность, то теперь ему соперником стал старший сын. Пока был жив Штраус-старший, Иоганн-младший не имел доступа к главным оркестрам Вены. Настоящим спасением Штраусу-сыну стало приглашение на работу в Павловск под Санкт-Петербургом. В Павловском дворцовом комплексе он несколько лет работал, руководя балами и летними выступлениями на парковых и городских сценах. За свою долгую жизнь Штраус-сын создал 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что почти всю свою музыку он сочинял для того, чтобы под нее танцевали, она давно превратилась в символ счастья и праздника, в атмосферу которого наверняка окунутся слушатели на первом концерте филармонического абонемента "Виртуозов Москвы" под управлением Питера Гута.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.