В зале «Яани Кирик» выступит «дуэт» уникальных древнейших инструментов
В программе примут участие Антон Рогожин – панфлейта и органист Игорь Гольденберг. Изюминкой и особенностью вечера станет солирующий инструмент - флейта Пана. Ни для кого не секрет, что орган произошёл от древней панфлейты: сначала добавились меха, чтобы нагнетать воздух в трубы, а потом и клавиши. Именно поэтому концерт и называется «От флейты Пана до органа». Антон Рогожин в этой программе будет играть на двух разновидностях флейты пана: кленовом альте работы польского мастера Marek Tesluk и стеклянном теноре (баритоне) работы швейцарского мастера Martin Fuchs.
В программе: Бах, Куперен, Вивальди, Каччини, Сен-Санс, Морриконе, Ласт, А.Петров
В мире насчитывается неизмеримое множество различных музыкальных инструментов, и у каждого есть своя история. Флейта Пана - древний, овеянный легендами инструмент, по преданию созданный греческим богом Паном в далекие времена: влюбившись в прекрасную нимфу Сиринкс, козлоногий Пан преследовал её повсюду. Не выдержав этого, нимфа бросилась к реке и умолила богов спасти её. Подбежав к воде, Пан обнаружил вместо Сиринкс стебли тростника, которые издавали на ветру жалобные и певучие звуки. Срезав несколько тростинок в память о своей любви, Пан сотворил сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. В нежном звучании флейты Пана слышны плачи и песнь нимфы Сиринкс.
Однако панфлейта гораздо более древний инструмент. Так, в Китае письменные источники упоминают панфлейту на рубеже двух династий Ся и Шан, около 1600 г. до н.э. В те давние времена китайская панфлейта – «паисяо» - вырезалась из бамбука, костей птиц или кусков камня.
Известна была флейта Пана и в других регионах: в Южной Америке в былое время, да и сейчас есть огромное множество «сампоньо» - индейских панфлейт. Исторически они также могли изготавливаться из тростника, глины, меди и даже из золота. Аналоги флейты Пана существовали до сих пор распространены в Африке, Тайланде, Индонезии и Океании, в России, Литве и Грузии. В Румынии и Молдавии панфлейта – «най» - получила самое широкое распространение и стала визитной карточкой этого региона. В Западной средневековой Европе и среди викингов были распространены панфлейты из одного монолитного куска дерева. На раннехристианских изображениях панфлейта была частым спутником Иисуса Христа как Доброго Пастыря. С середины XX века панфлейта получила второе дыхание, зазвучав в киномузыке и со сцены концертных залов.
Антон Рогожин в 15-летнем возрасте взял в руки старую немецкую флейту, которая хранилась дома. Затем поступил в музыкальное училище, окончив его в 2010 году. Занимаясь этнологией в университете, увлёкся экзотическими музыкальными инструментами, в частности, флейтой Пана, которая и определила его дальнейшую музыкальную карьеру. Антон принимал участие на международных и всероссийских фестивалях «Классика, браво» (2011), «Арт-клавир» (2013) «Большие флейтовые дни» (2014, 2015) и др. Постоянно гастролирует, выступая в ансамблях с различными инструментакми, проводит мастер-классы и творческие встречи, посвящённые флейте Пана.
Игорь Гольденберг — выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижёрами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.
Комментарии