В Смольном соборе прозвучит "Реквием" Моцарта
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 14 ноября 2009 года в Смольном соборе прозвучит одно из самых знаменитых сочинений мирового классического репертуара - "РЕКВИЕМ" Моцарта. Свою интерпретацию этой великой заупокойной мессы представит петербургский маэстро Владимир БЕГЛЕЦОВ, возглавив Камерный хор Смольного Собора и Оркестр Государственного Эрмитажа.
Предсмертное сочинение великого немецкого композитора Вольфганга Амадея Моцарта РЕКВИЕМ относится к числу самых вдохновенных и глубоких музыкальных творений XVIII века. Без сомнения, Моцарт создал бесценный памятник своей эпохе великих философов, революционеров, музыкантов. Его Реквием - это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и всего человечества. Это монументальное сочинение, написанное для солистов, симфонического оркестра и хора, вобрало в себя лучшие достижения музыкальной культуры того времени.
Католическая заупокойная месса получила название "REQUEIM" по первому слову: Requeim aeternam dona eis, Domine - Покой вечный даруй им, Господи… Содержание текста - мольба о даровании вечного покоя умершим, мистические картины Страшного суда, образ Бога, грозного и милосердного, карающего и прощающего. Вплоть до XVII века церковь являлась главным центром музыкального профессионализма, здесь были созданы высокие художественные ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивалась теория музыки, педагогика, исполнительство. С возникновением и развитием светской музыки церковные жанры продолжали и продолжают оказывать влияние на композиторов разных эпох и стилей. В мировой музыкальной культуре известны сотни значительных сочинений разных авторов под названием "Реквием". Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Лист, Берлиоз, Верди, Стравинский, Рахманинов, Хиндемит, Мессиан,. Пендерецкий, Бриттен, Шнитке - вот далеко не полный список имён величайших музыкантов, которые, опираясь на староцерковные жанры, создали выдающиеся произведения.
"Реквием" Моцарта написан на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далёком Средневековье. Произведение состоит из 12 частей, где первое слово традиционного текста является названием части:
1. Requiem acternam (Вечный покой)
2. Dies irae (День гнева)
3. Tuba mirum (Труба предвечного)
4. Recordare (Помяни)
5. Rex tremendae (Царь грозный)
6. Confutatis (Отвергнув)
7. Lacrimoso (Слёзный день)
8. Domine (Господь)
9. Hostias (Жертва)
10. Sanctus (Святый Боже)
11. Benedictus (Благословен)
12. Agnus dei (Агнец божий).
Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь канвой, по которой устремилась его творческая мысль. Произведение стало лебединой песнью Моцарта. Перед смертью он попросил своих друзей спеть с ним реквием и сам пел партию альта, но при первых же нотах заплакал от мысли, что произведение не будет окончено. "Разве я не говорил, что пишу его для себя?". Великая честь завершить бессмертное произведение гениального учителя выпала на долю его друга и ученика Зюсмайера.
Последнее сочинение великого Моцарта переросло рамки церковной службы и стало достоянием концертной эстрады, до сих пор пользующееся несравненной популярностью.
Комментарии