В Смольном прозвучат Реквиемы Шнитке и Э.Л. Уэббера
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 12 декабря 2009 года, в субботу, в Санкт-Петербурге, в Смольном соборе будут исполнены крайне редко звучащие сочинения двух знаменитых современных композиторов - Альфреда ШНИТКЕ и Эндрю Ллойда УЭББЕРА - РЕКВИЕМЫ. За эту трудную задачу взялся художественный руководитель и главный дирижёр Смольного собора Владимир БЕГЛЕЦОВ, возглавив Камерный хор Смольного и Оркестр Государственного Эрмитажа.
Исполнители:
- Камерный хор Смольного Собора
- Оркестр Государственного Эрмитажа. Дирижёр Владимир БЕГЛЕЦОВ.
Реквием Шнитке - сочинение, достаточно редко исполняемое. Созданный в 1975 году, в период полного расцвета таланта композитора, Реквием - не просто иллюстрация к молитвенным текстам. 14 номеров сложнейшей партитуры передают предельную экспрессивность и глубокий трагизм, пафосный протест и пронзительную чистоту. Понятные каждому символы жизни и смерти, победы и поражения, воплощённые в звуках талантом мастера, не оставляют слушателей равнодушными. Вначале это сочинение было создано как музыка к пьесе Ф. Шиллера "Дон Карлос", но позже было собрано в единое сочинение, посвящённое памяти матери композитора. Траурная канва заупокойной мессы обогащена смелыми и даже дерзкими стилистическими приёмами XX века - "эстрадными" ритмами и необычной инструментовкой (орган, фортепиано, челеста, труба, тромбон, гитара, бас-гитара и большая группа ударных). Корифей композиторской школы Грузии Гия Канчели рассказывал, что, услышав однажды Реквием Шнитке, он, Канчели, вообще чуть было не отрёкся от профессии композитора - "настолько обворожительным выглядело это музыкальное чудо, чарующее слух".
Эндрю Ллойд Уэббер произвёл на свет 16 мюзиклов, две темы к кинофильмам и один Реквием. В России он, прежде всего, известен как автор рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" и мюзиклов "Призрак оперы", "Эвита", "Кошки".
Идею Реквиема - католической заупокойной мессы - композитор вынашивал несколько лет. В 1978-ом году Хэмфри Бартон, директор программ канала BBC, посвящённых культуре, предложил Эндрю написать реквием в память о всех погибших во время конфликта в Северной Ирландии. Тогда, правда, идея так и осталась на уровне разговоров. В октябре 1982-ого года от сердечного приступа умер отец Эндрю, работавший органистом и писавший в основном церковную музыку. И особенно актуальной идея написать заупокойную мессу стала в 1984-ом, когда Эндрю женился на Саре Брайтман - ему безумно хотелось написать что-нибудь новое, дабы супруга смогла продемонстрировать миру свои уникальные вокальные способности. Реквием появился на свет в 1985 году. Эта вещь продемонстрировала, что Уэббер может успешно работать и в не очень привычной для себя сфере - сфере классической, "серьёзной" музыки. За это сочинение, великолепно исполненное Плаcидо Доминго и Сарой Брайтман, Эндрю был удостоен в 1986-ом году награды "Грэмми" в номинации "Лучшая современная классическая композиция". Это уникальное произведение резко отличается от известных публике заупокойных месс, созданных классиками этого жанра. Реквием Уэббера представляет собой удивительный симбиоз канонического текста, джаза и рока.
Комментарии