В Петербурге прозвучит опера "Победа над солнцем"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 15 марта 2013 года, в пятницу, в Атриуме Главного Штаба Государственного Эрмитажа состоится Открытие Международного фестиваля искусств "От авангарда до наших дней". В первый вечер слушателям будет представлена современная редакция футуристической оперы "Победа над солнцем", сто лет назад созданной М.Матюшиным, К.Малевичем и А.Крученых.
Футуристическая опера стала примером авангардного синтеза искусств - литературы, музыки и изобразительного искусства. "Победа над солнцем" была первым ударом по классическим канонам жанра. В этом произведении авторы, по существу, предлагали современникам версию антиоперы, придавая традиционным формам вид карикатурной маски.
Авторы "Победы над Солнцем" воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть создано только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич - супрематическими построениями, Крученых - заумью, а Матюшин - диссонантностью музыкальной ткани. Прообразами новой оперы стали представления народных театров, комедия дель арте, мистерии, даже цирковые репризы с их гиперболическим пространством, редкостной незатейливостью мотиваций, калейдоскопической сменой времени и места действия.
Опера обладала мистериальным замахом, столь любимым теми, кто чувствовал в себе призвание нести крест "нового искусства", создавая при этом и некий "политический" прецедент провокации, эстетической агрессии, живой манифест искусства, подчинённой "антихудожественной" логике, логике негатива. К.Малевич писал: "звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки".
Действительно, музыка новой оперы была диссонантной, в ней местами использовалась микрохроматика. Сценография спектакля стала едва ли не одной из его самых заметных сторон: начиная от манипуляций со светом, пространством, движущимися объёмами и кончая обобщающим значением, смысловой доминантой декораций и костюмов. Ведь именно в "Победе над солнцем" К.Малевич впервые раскрывает философскую символику супрематических фигур и, в частности, чёрного квадрата.
В несложном сюжетном повествовании, состоящем из двух действий - (дейм, как назвал их Крученых): провозглашается победа техники и силы над стихией и романтикой природы, замена природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом в современной действительности, преломленной сквозь призму авангардного мировосприятия. Успех спектакля был оглушителен. Публика поддалась на провокацию с первой постановки в 1913 году. Через семь лет в 1920 году К.Малевич вновь ставит "Победу над солнцем" (Витебск). Последующие попытки возрождения оперы относились уже к 1980-90-м годам 20 века.
В новой постановке оригинальная музыка Матюшина прозвучит в начале спектакля, а в дальнейшем будет использована музыка наших современников, как уже известных, так и студентов консерватории. Предваряет исполнение этого оригинального произведения Открытие выставки, посвящённой 100-летию премьеры оперы.
В исполнении принимают участие: Ольга Георгиева (сопрано), Александр Кулинкович (тенор), Сергей Березкин (контртенор), Даниил Капусто (баритон), Алексей Кротов (баритон), Александр Бородин (бас), Юрий Заряднов (бас), Евгений Серзин и Дмитрий Белов (драматические артисты), Эдуард Драгунов (горловое пение). Фольклорный ансамбль (хормейстер Евгения Редькова): солистки - Анна Винсковская (сопрано), Динара Кобелева (альт); Артисты балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Помощник режиссёра - Элина Амромина, балетмейстер - Илья Устьянцев, концертмейстеры - Юлия Грехова, Анна Петрова, видеохудожник - Александр Малышев.
Начало мероприятий: 19.00 - Открытие выставки.
20.00 - опера "Победа над солнцем".
Вход по пригласительным билетам.
Комментарии