ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 3 декабря 2010 года, в пятницу в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича Генеральное консульство Швейцарии в Петербурге представляет программу из камерной музыки швейцарского композитора Эмиля ФРЕЙЯ. Прозвучат его романсы, фортепианные сочинения и Трио для скрипки, виолончели и фортепиано №2, ор.23. В программе принимают участие: Карл-Андреас КОЛЛИ (фортепиано, Швейцария), Луиса СПЛЕТТ (фортепиано, Швейцария), Юлия САВРАСОВА (сопрано, Россия), Харуко ВАДА (скрипка, Япония), Аксель де ЖЕНЛИС (виолончель, Франция).


СПРАВКА

Эмиль ФРЕЙ родился в Бадене, в Швейцарии. С раннего возраста занимался игрой на фортепиано и композицией. Вначале занимался у Е. Маркееза в Базеле, а с девяти лет у ученика Ф. Листа Роберта Фроинда в Цюрихе.

С тринадцати лет Эмиль учился в Женевской консерватории у Вили Реберга по фортепиано и у Отто Барблана и Иосифа Лаубера по композиции. В 1905г. переехал во Францию и совершенствовался в Парижской консерватории у Луи Димера (фортепиано) и у Габриеля Форе и Карла Видора (композиция). Ещё во время учёбы в 1906 году получил первую премию Парижской консерватории. С 1907 по 1910г. Эмиль Фрей жил в Берлине и выступал в Швейцарии, Франции, Германии и Румынии. В 1908 он был гостем королевы Елизаветы, которая писала стихи под псевдонимом Кармеи Сильвия. Эмиль Фрей переложил несколько из её стихов на музыку и был назначен придворным пианистом Румынским королём Карлом I.

В 1910 году Эмиль Фрей приехал в Санкт-Петербург на конкурс им. Антона Рубинштейна. Он участвовал как композитор и как пианист и получил Первую премию по композиции и Специальный приз по фортепиано. Для конкурса он представил своё второе фортепианное трио ор.23 и концертную пьесу для фортепиано с оркестром ор.24. В 1912 году его пригласили на работу профессором по специальному фортепиано в Московскую консерваторию, где он остался до Революции 1917 года. В это время Эмиль Фрей выступал по всей стране, а также в Тифлисе, в Астрахани и в Крыму.

После возвращения на родину Фрей стал профессором Цюрихской консерватории, где он был руководителем специального фортепиано вместе с своим братом Вальтером. В Цюрихе жил и работал последние годы жизни. Умер Эмиль Фрей в 1946 году.

Он всегда играл много концертов и в Швейцарии и за рубежом, например в 1927 и 1928 он гастролировал по Южной Америке, в 1936 по Болгарии, Венгрии, Польше и Египту. Он всё время сочинял новые произведения и их постоянно включал в свои концертные программы. Большинство его произведений (102 опуса и многочисленные произведения без опуса) не изданы. В его работе можно найти все жанры, кроме оперы: фортепианные сонаты и пьесы, романсы, камерную музыку, симфонии, мессы, хоровую музыку. Главное для него - фортепианная музыка. Ранние опусы напоминают французскую музыку, а после пребывания в России можно заметить влияние Скрябина, Метнера, а также Регера.

В 1933 году Эмиль Фрей написал книгу "Осмысленная и состоявшаяся фортепианная игра и её технические обоснования" (нем. "Bewusst gewordenes Klavierspiel und seine technischen Grundlagen"), которую похвалил Бела Барток. Ещё Эмиль Фрей написал несколько учебников с упражнениями для уроков. Все его фортепианные произведения говорят о том, что он был блестящим пианистом.

К сожалению, музыка Эмиля Фрейя практически забыта сегодня, и концерт в Малом зале филармонии призван исправить эту ситуацию.. Эмиль Фрей как человек, пианист и композитор был настолько интересным и своеобразным, что хочется исполнять и слушать его музыку чаще и чаще.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.