ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 4 октября 2012 года в "Новой Опере" состоится премьера оперы Рихарда Штрауса "Каприччио".

"Каприччио" (1941 г.) - последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижёра Клеменса Краусса, написанное с участием композитора, по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства (Штраусу было 77, когда он закончил "Каприччио"). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нём поэта и композитора.

Главный вопрос, который заключён в "Каприччио", состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, - музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать? Дискуссия "Что в опере важнее - слова или музыка" велась на протяжении нескольких столетий и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею "Каприччио" композитор писал либреттисту: "Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гёте), или только музыка без слов (Моцарт)".

Несмотря на то, что в "Каприччио" затрагиваются серьёзные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекательна. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В "Каприччио" множество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс. Одной из главных героинь спектакля станет живая собачка.

Штраус называл своё "Каприччио" "леденцом для знатоков". Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать в творении Штрауса цитаты и намёки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. "Каприччио“ - это настроение, каприз, причуда, внезапная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего ещё раз опыт долгой жизни" (Э. Краузе).

Россия мало знакома с оперным творчеством Р. Штрауса. Опера "Каприччио" никогда не исполнялась в России, и её постановку можно будет смело считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый молодым режиссёром Аллой Чепиногой, выиграл грант "Открытая сцена" - организации, созданной Департаментом культуры г. Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства. Музыкальный руководитель постановки - Валерий Крицков. Их творческий тандем с Аллой Чепиногой уже зарекомендовал себя: предыдущая совместная работа А. Чепиноги и В. Крицкова - оперный триптих "Голос женщины" - с успехом идёт на сцене Новой Оперы. Оформление спектакля "Каприччио" осуществил главный художник театра, Заслуженный художник России Виктор Герасименко.