В Москве пройдёт фестиваль памяти Николая Корндорфа
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 25 мая по 1 июня 2011 года в Москве будет проходить Международный фестиваль памяти выдающегося композитора второй половины XX столетия - Николая Сергеевича Корндорфа (1947-2001). Фестиваль, в котором примут участие музыковеды и исполнители из Великобритании, Германии, Израиля, Канады, организован по инициативе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
В рамках этого фестиваля состоятся шесть концертов и научная конференция. Сочинения Корндорфа будут исполнены в концертных залах Московской консерватории, Московского Дома композиторов, Артистического центра "Ямаха" и Еврейского культурного центра. В концертах примут участие многие известные музыканты: заслуженный артист России Михаил Березницкий (альт); Пётр Айду (мультиинструменталист); заслуженный артист России, руководитель Симфонического оркестра Московской консерватории Анатолий Левин; композитор Иван Соколов; художественный руководитель "Студии новой музыки" Владимир Тарнопольский и многие другие.
Международный фестиваль, посвящённый творчеству Николая Корндорфа, будет впервые проходить в Москве.
Павел Скороходов
Николай Корндорф - один из крупнейших русских композиторов конца ХХ века, чья музыка, не являясь на сегодняшний день хорошо известной широкой аудитории, тем не менее, уже получила заслуженное признание публики и специалистов, завоевав репутацию значительного художественного явления в современном искусстве. Произведения Корндорфа, - а каталог его творчества довольно объёмен и насчитывает около полусотни сочинений, написанных в разных жанрах, - несут на себе печать самобытного творческого дара и высокого мастерства.
Николай Корндорф родился 23 января 1947 года в Москве. Композиторское образование он получил в Московской государственной консерватории, которую окончил в 1973 году (класс С. Баласаняна). Спустя несколько лет, в 1979 году, Корндорф, уже как дирижёр, заканчивает аспирантуру (класс Л. Гинзбурга). В консерватории, на кафедре композиции и инструментовки, проходила и педагогическая деятельность Николая Корндорфа. С именем Корндорфа как общественного деятеля связано и возрождение в 1990 году Ассоциации современной музыки (АСМ-2) - преемницы известной композиторской организации, существовавшей в России в двадцатые годы. Определённой биографической вехой стал для композитора май 1991 года, когда Николай Корндорф переезжает из СССР в Канаду. Там композитору суждено было провести последнее десятилетие своей жизни, оборвавшейся 30 мая 2001 года.
Очевидно, что и "русский", и "канадский" периоды творческой биографии Корндорфа оказались в равной мере насыщенными. Оба они отмечены серьёзными художественными обретениями на пути интенсивного творческого поиска, цель которого - передать средствами искусства отношение художника к важнейшим вопросам - "религиозным, нравственным, проблемам взаимоотношения красоты и реальности, духовного и антидуховного" (Н. Корндорф).
Композиторское наследие, оставленное Корндорфом, многообразно. Среди крупных форм выделяется симфонический жанр, к которому композитор тяготел на протяжении всего творческого пути. Помимо камерной симфонии "Confessiones" (1979), это Первая симфония (1975), открывающая каталог зрелых сочинений композитора, Вторая (1980), Третья симфония (1988) для большого симфонического оркестра, мужского хора, хора мальчиков, солирующего рояля и чтеца - своего рода opus magnum Корндорфа, - и Четвёртая симфония "Underground music" (1996). Для большого симфонического оркестра были написаны также три оркестровых гимна - Гимн I (1987), Гимн II (1987), Гимн III "В честь Густава Малера" (1990), пьесы "Пролог" (1992), "Эпилог" (1993), "Victor" (1995), "In D" (1998), для малого - сочинение "The Smile of Maud Lewis" (1998). Корндорф не обошёл вниманием и струнный состав оркестра, для него предназначены такие композиции, как "Con sordino" (1984) и "Concerto capriccioso" (1986) для струнного оркестра и солирующей виолончели.
Обширна область инструментальной музыки Корндорфа, включающая произведения и для отдельных инструментов, и для различных камерных ансамблей. Одна из наиболее известных "музык" в этой жанровой сфере - пьеса "Ярило" (1981) для фортепиано и магнитофонной ленты, ставшая поистине "визитной карточкой" композитора. Из сочинений для рояля назовём "Колыбельную" (1984) для двух фортепиано и фортепианное "Письмо В. Мартынову и Г. Пелецису" (1999). Есть музыка, написанная и для других инструментов: для органа - "Continuum" (1992), для виолончели - "Пассакалия" (1997), для арфы - "Сanzone triste"(1998). Примеры ансамблевых опусов - "Amoroso" (1986), "Mozart-variatiоnen" (1990) для струнного секстета, Квартет (1992), Струнное трио "Are you ready, brother?" (1996), "Движения" (1981) для ансамбля ударных, "Примитивная музыка" для двенадцати саксофонов (1981) и др. Нередко внося в свои произведения элементы инструментального театра, композитор создавал в этой жанровой форме и целые сочинения, например, обряд "Да!!" (1982) или "Merry music for very nice people" (2000). Перу композитора принадлежат и сочинения, написанные в оперном жанре, речь идет о камерной опере "Марина и Райнер" (1989). Он также является автором нескольких вокальных и хоровых произведений.
Помимо этого, Н. Корндорф работал и в области так называемой "прикладной" музыки, где им созданы поистине превосходные образцы - достаточно вспомнить саундтреки картин "Десять негритят" и "Морской волк".
Музыка Николая Корндорфа звучала и продолжает звучать в исполнении лучших музыкантов и исполнительских коллективов, как в России, так и за рубежом. В их числе, например, Оркестр Большого театра, Заслуженный коллектив республики Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр BBC, Шотландский королевский симфонический оркестр, Государственная академическая симфоническая капелла России и др.
Вместе с тем, музыка этого композитора, несущая в себе мощный заряд подлинности и глубины, обладающая большой эмоциональной силой, без сомнения, достойна занять более прочное место в сознании современного слушателя. Встрече с ней и посвящён нынешний фестиваль.
Ю.Н. Пантелеева, кандидат искусствоведения
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии