В Московской консерватории прозвучит раритет доглинкинской эпохи
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучит мелодрама "Орфей" Евстигнея Фомина. Концертное исполнение одной из самых оригинальных партитур русского классика "доглинкинской эпохи" приурочено к нескольким датам: 255-летию со дня рождения композитора, 225-летию с момента создания мелодрамы, а также отмечаемому в эти дни 150-летию Московской консерватории.
Миф об Орфее и Эвридике был одним из наиболее популярных в искусстве со времён античности. На этот сюжет было создано множество сочинений — опер, кантат, балетов. В России первым обратился к этому мифу Франческо Арайи (1700 – 1767), итальянский композитор, с 1735 года работавший в Санкт-Петербурге. Он написал мелодраму с хором и балетом "Орфей и Эвридика" (1757) на текст Метастазио (перевод на русский язык Ф.Г. Волкова), а позднее волшебно-героический балет. Похоже, что русский литератор Яков Княжнин задумал посоревноваться с иностранным коллегой, и создал в те же годы свою мелодраму. Её первое представление состоялось 30 апреля 1763 года. Музыка к мелодраме была написана композитором Торелли, балет поставлен балетмейстером Гильфердингом, декорации выполнены художником Градицием. В отличие от Метастазио, у которого Эвридика вторично возвращается к Орфею, Княжнин оставил трагический финал. В постановке участвовал звёздный состав драматических актеров, в частности Иван Дмитревский.
В 1792 году в свою очередь в соревнование включился Евстигней Фомин (1761 – 1800): вернувшийся из Италии в 1786 году, он пытался утвердиться на родине как оперный композитор.
Дата первого представления, состоявшегося в Санкт-Петербурге, неизвестна, а Москва впервые увидела постановку 5 февраля 1795 года. На рубеже XVIII – XIX веков мелодрама Княжнина – Фомина неоднократно ставилась, но в дальнейшем ушла из репертуара. Лишь в 1903 году Московское общество искусства и литераторы поставило её на своей сцене. Новое рождение сочинение обретает в середине прошлого века благодаря просветительской деятельности Бориса Дорохотова — музыковеда и исследователя архивов русских композиторов "доглинкинской эпохи".
Автор идеи и художественный руководитель проекта, заведующая кафедрой русской музыки Ирина Скворцова считает, что "наступило время нового взгляда на наследие Евстигнея Фомина — “русского Моцарта”, яркого представителя русского классицизма".
Постановочная команда — лауреаты премии Москвы-2016 в номинации "просветительство — за сохранение наследия русского музыкального театра": известный мастер звучащего слова, актёр и режиссёр Пётр Татарицкий, дирижёр, руководитель Камерного оркестра Московской консерватории, заслуженный артист России Феликс Коробов, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, доцент Александр Соловьёв, музыкальный консультант постановки и исполнитель партии клавесина, профессор Евгения Кривицкая. Этот творческий коллектив, специализирующийся на реконструкции и возвращении раритетов из сокровищницы русской культуры, покажет свою интерпретацию мелодрамы "Орфей".
Комментарии