ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 2 ноября 2009 года, в понедельник, в 19.00 в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в рамках Абонемента №3 "FORTE & PIANO" будет представлен проект Алексея Любимова "Механический балет" (Цирк на 352 клавишах) - Музыка для 4-х роялей и ударных.

В программе:
К.Черни - Концертный квартет для 4 фортепиано
Б.Барток - Соната для двух фортепиано и ударных
М.Фелдман - Пьеса для 4 фортепиано (1959)
В.Мартынов - "Листок из альбома - 2" для 4 фортепиано
(Первое исполнение в России)
Дж.Антейл - "Механический балет" для 4 фортепиано и оркестра ударных инструментов

Исполнители:
Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано)
Михаил ДУБОВ (фортепиано)
Пётр АЙДУ (фортепиано)
Алексей ЗУЕВ (фортепиано)

Ансамбль ударных инструментов Марка ПЕКАРСКОГО

Вниманию публики предлагается программа, в которой впервые в Москве прозвучат сочинения XX века для четырёх (!) фортепиано. Помимо уникального состава инструментов, безусловный интерес представляет одно из самых скандальных сочинений авангарда 1920-х годов - "Механический балет"  композитора Джорджа Антейла (1900-1959). Этот американский "bad boy" появился в Париже в начале 20-х годов XX века, не без поддержки И.Ф. Стравинского. Его первые выступления как пианиста со своими сочинениями были оценены как "варварские" и "дерзкие". "Механический балет" задуман как музыка к одноимённому абстрактному фильму Фернана Леже (1924) для ударно-шумового оркестра, включавшего 16 механических пианол и огромный ансамбль ударных с использованием сирен, электрических звонков и самолётных пропеллеров: эта первая версия была реконструирована только в 2002 г. в Карнеги-холле.

В Большом зале Московской консерватории будет исполнена концертная версия 1953 года для 4-х фортепиано и оркестра ударных, включающего вышеупомянутые звонки и пропеллеры. Это сочинение - ярчайший пример футуризма, брюитизма и дадаизма в музыке 20-х годов. "Дикарская", неправильная ритмика, неудержимая моторная энергия и сверкание шумовых и ударных эффектов создают огромные возможности для визуальных решений этого Балета. Мы постараемся создать адекватную атмосферу присутствием на сцене различных механизмов и театральных атрибутов, в фойе будет располагаться выставка музыкальных автоматов и авангардной живописи и демонстрироваться фильм Фернана Леже (1924).

Откроет же программу Концертный квартет Карла Черни (1791-1857). Выдающийся венский пианист-виртуоз, композитор, известный педагог, ученик Бетховена и Сальери (он был первым исполнителем Пятого концерта Бетховена) написал это сочинение - попурри, или фантазию на темы Беллини, Обера, Паганини и Россини - для благотворительного концерта в помощь пострадавшим от жестокого наводнения (4 апреля 1830 г.) в Вене, где его исполнили четыре знатных дамы из княжеских кругов. Это весёлая, пустовато-виртуозная музыка, созданная специально для развлечения высшего света.

Две московские премьеры сочинений для квартета роялей принадлежат выдающимся композиторам-минималистам. Пьеса для 4 фортепиано Мортона Фелдмана, культового американского композитора и соратника Джона Кейджа, - тихая, медитативная музыка, - резко контрастирует с жёстким моторным драйвом и безжалостной репетитивностью "российского гуру" Владимира Мартынова.

В программе также прозвучит Соната для двух фортепиано и ударных (1881-1945) классика XX века Белы Бартока, в которой соединяются необычайная синкопирующая ритмика и венгерский мелодизм.

В концерте заняты известные мастера-исполнители: первопроходец и открыватель всевозможных альтернатив Алексей ЛЮБИМОВ, признанный эксперт по части современной музыки Михаил ДУБОВ, концептуалист и человек-оркестр Пётр АЙДУ, универсальный музыкант и блестящий виртуоз Алексей ЗУЕВ, легендарный ансамбль ударных инструментов Марка ПЕКАРСКОГО.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского.