В МАММ впервые покажут ретроспективу Брассая
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 1 августа 2012 года в 19:00 в Мультимедиа Арт Музее (Москва, ул. Остоженка, 16) состоится открытие выставки Брассай "Ретроспектива".
Впервые в МАММ пройдёт масштабная ретроспектива легендарного фотографа ХХ века, Кавалера ордена искусств и литературы, обладателя Ордена Почётного Легиона и французской Большой национальной премии по фотографии, раскрывшего в своих снимках самые сокровенные тайны Парижа, - Брассая. На выставке будут представлены не только известные на весь мир фотографии, но также графические работы и небольшие скульптуры, включая "Голову Пикассо" (1948).
Экспозиция представляет несколько блоков: фотографии Парижа 1930-х годов, сделавшие Брассая известным; портреты великих художников Пабло Пикассо и Сальвадора Дали в мастерских; сюрреалистичные экспериментальные фотографии повседневных предметов; работы из серий "Граффити" (1933-1956), "Ню" (1934) и легендарных альбомов "Ночной Париж" и "Тайны Парижа".
Дьюла Халас (1899-1984) взял псевдоним Брассай (означающий "из Брассо") в 1924 году, когда поселился в Париже. Впервые он побывал в этом городе в возрасте 4 лет вместе со своим отцом и был очарован этим городом на всю жизнь.
Брассай учился живописи в Будапеште, затем в Академии художеств в Берлине, после чего он захотел посвятить жизнь искусству, несмотря на возможные материальные последствия такого решения. Он считал, что сделать это можно только в его любимом городе - Париже, поэтому в 1923 году он переехал в Париж и начал заниматься журналистикой. Главные редакторы газет, с которыми он сотрудничал, просили его сопровождать тесты фотографиями. Сначала он обращался к своим друзьям фотографам (Кертес, Роджи Андре, Эржи Ландау), но потом он сам начал иллюстрировать статьи. Он очень быстро понял, что фотография позволяет создавать такие эффекты и вызывать такие эмоции, которые живописи недоступны. Так мир обрел великого фотографа Брассая.
Два альбома, которые сделали его знаменитым, - "Ночной Париж" (1933) и "Тайный Париж". Эти снимки были настоящим откровением в 30-е годы прошлого века. Ни у одного фотографа не хватило смелости сделать главными героями своего творчества завсегдатаев ночных гуляний и работников ночного города, проституток, гомосексуалистов. Классическая строгость парижской архитектуры стала необыкновенной декорацией к спектаклю странной красоты проскользающих фигур прохожих, игру теней и полумрака против вспышек света. Обращаясь к жизни городского дна, Брассай мастерски использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. У него есть серия фотографий, сделанных при свете фар - слепящем, но тут же исчезающем, или при размытом и таинственном освещении газовых фонарей.
Успех пришёл к Брассаю мгновенно, фотографом стали интересоваться журналы. В разное время он сотрудничал с Minotaure, Verve, Life, Harpers Bazaar и др. Для Harpers Bazaar он не только снимал, но и писал репортажи.
Он был знаком с Сальвадором Дали, Ман Рэем, Генри Миллером, Пабло Пикассо - эти великие художники повлияли на становление творческой единицы Брассая. Он проявил себя как талантливый портретист, автор канонических портретов многих знаменитостей - Пикассо, Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене и др. Он умел удивительно точно передать психологическое состояние модели. Брассай создал фотолетопись творчества Пикассо, позднее он написал книгу "Conversations avec Picasso", где записаны разговоры об искусстве и жизни, которые они вели в течение более чем 30 лет знакомства.
В 1948 году в нью-йоркском MoMA состоялась персональная выставка Брассая, которую затем показали в Доме Джорджа Истмана в Рочестере (Нью-Йорк) и Институте Искусств Чикаго. В 1953, 1956 и 1968 году MoMA вновь проводили выставки французского фотографа. На престижном фестивале "Фотографические встречи в Арле" Брассай был представлен трижды - в 1970, 1972 и 1974 (в качестве почётного гостя). В 2000 году Центр Жоржа Помпиду организовал масштабную ретроспективу Брассая, включающую более 450 фотографий.
Комментарии