В Государственной Думе обсудили проблемы российского кино
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Способно ли сегодня российское кино конкурировать с Голливудом? Вопрос скорее риторический. За прошедший год из 350 вышедших в прокат картин только 70 были отечественного производства. Окупились меньше трети из них - 12. Выбор в пользу российских фильмов - даже по самым оптимистичным прогнозам - делают лишь 15 из 100 посетителей кинотеатров. Можно ли помочь российской киноиндустрии? На заседании в Госдуме кинематографистам было предложено несколько законов, способных, по мнению их авторов, повлиять на ситуацию. Но вопреки всем прогнозам законотворцев - кинематографисты выступили против нововведений, рассказывают "Новости культуры".
Заседание кинематографистов начинается с минуты молчания - в память об Алексее Германе. От тёплых слов и соболезнований - переходят к конструктивным законодательным предложениям - от депутатов: "Налоговые льготы для голливудских фильмов - это как минимум парадокс. И такой законопроект внесён. Второй законопроект предлагает по итогам года календарного сделать так, чтобы было не менее 20 процентов в прокате".
20 процентов в прокате - это о российских фильмах. Авторы законопроекта предлагают ввести квоту - обязательный для каждого кинотеатра, прописанный в законе, процент отечественных лент. Вопрос за последние десять лет в Госдуме поднимался не раз. И цифры предлагались разные - 40 процентов, ровно половина и даже 80 процентов проката предлагалось закрепить за российскими картинами. Казалось бы - благо для нашего кинематографа. Но почему-то ведущие его представители - недовольны.
"Конечно, проще всего написать: давайте мы сделаем квоту 80 процентов, - говорит кинорежиссёр, народный артист России Владимир Бортко. - Тогда к этим 80 процентам поставьте ещё полк милиционеров, а лучше ОМОНа, который будет загонять этих потенциальных зрителей смотреть наше кино".
На вопрос чем обернётся для рядового зрителя введение НДС на зарубежные картины - отвечают владельцы кинотеатров.
"Если у нас появляются дополнительные затраты, эти затраты будут безусловно увеличивать стоимость билета и для рядового посетителя", - отмечает гендиректор сети кинотеатров Сергей Китин.
Это и есть законы рынка. Аналитики тут же подхватывают тему. У них - уже готов неутешительный прогноз на будущее.
"Удорожание кинобилетов на 13, 15, 18 процентов - объективно приведёт к социально-демографической диспропорции в составе зрительской аудитории кинотеатров в сторону более обеспеченной доли населения, вытеснения сегмента школьников, учащейся и работающей молодёжи с невысоким уровнем доходов", - убеждён генеральный директор исследовательской компании Олег Иванов.
За круглым столом поднимают и другой вопрос - что за фильмы выиграют от этих новых законов.
"Мне кажется, что “Дозоры” - картины выдающиеся в художественном плане, - говорит кинокритик Кирилл Разлогов. - А картина “Яйца судьбы” - мягко говоря, картина менее выдающаяся, а картина “Гитлер капут” - выдающаяся в обратную сторону".
Звучат альтернативные предложения - вместо квот и введения НДС для фильмов-иностранцев - разработать систему дотаций для отечественных лент или заняться повышением их конкурентоспособности. Камень преткновения здесь - деньги: шесть миллиардов на развитие российского кинематографа - сумма огромная, никто не спорит. Но киношники шутят: делят между собой бюджет одного "Шрека". Кажется, впервые киносообщество едино во мнении - такие законы принимать нельзя. Их авторы такого напора не выдерживают - уходят с заседания. Кинематографисты обращаются к Комитету по культуре, просят наложить на проекты мораторий.
"Я не могу дать такой гарантии, - говорит председатель Комитета Государственной Думы по культуре Станислав Говорухин. - Даже если я выйду на трибуну и буду бить в падучей, всё равно никак не повлияет. Поэтому надо принять такие меры экстренные".
Экстренные меры - это альтернативный законопроект от киносообщества. Что должно быть в нём - не трудно догадаться: болевых точек у российского кинематографа много - говорят киношники. Например, Интернет-пиратство. А пока вопрос примет ли Госдума законы о киноиндустрии, против которых выступают крупнейшие её представители - остаётся открытым.
Комментарии