В ГМИИ пройдёт выставка "Сюрреализм и Livre D Artiste"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 17 февраля 2014 года в 17.00 в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится открытие выставки "Сюрреализм и Livre D Artiste".
Выставка "Сюрреализм и livre d artiste", представленная в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, продолжает традицию знакомства российского зрителя с работами ведущих мастеров ХХ века в жанре livre d artiste (книга художника).
Книга художника", livre d artiste, - это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики (литография, офорт, ксилография и т. д.), имеющее относительно небольшой тираж (от десятков до нескольких сотен экземпляров), отпечатанное на специальных сортах бумаги и оформленное определенным образом (как правило, несброшюрованные листы, коробка, футляр). В большинстве случаев эти издания подписаны автором, художником или издателем.
Это явление в искусстве возникло в начале прошлого века во Франции, благодаря усилиям двух известных торговцев произведениями искусства, издателей Амбруаза Воллара и Даниэля-Анри Канвейлера и получило активное развитие в странах Европы. Так, в 1900 году Амбруаз Воллар начал свою издательскую карьеру с книги Поля Верлена Parallelement с литографиями Пьера Боннара. Это издание, вышедшее тиражом двести экземпляров, определило стандарт, которому Воллар следовал в своих совместных работах в этом жанре с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Жоржем Руо, Жоржем Браком, Андре Дереном, Раулем Дюфи и другими художниками. Другой издатель-новатор Даниэль-Анри Канвейлер, банкир из Германии, известный арт-диллер, продолжил начатую Волларом традицию издания книг с оригинальной печатной графикой. Первым его изданием была вышедшая в 1909 году книга стихотворений Гийома Аполлинера L Enchanteur Pourrissant с ксилографиями Андре Дерена.
Становление и развитие "книги художника" в значительной степени определялось тем, что в начале прошлого века в Париже сложилась уникальная ситуация, когда в одном месте сошлись гениальные художники, скульпторы, писатели, печатники и, наконец, сами издатели. Для них издания livre d artiste являлись неким "совокупным" произведением искусства, который заключал в себе результат работы мастеров слова, графического искусства, дизайнеров книги, печатников. Художники практически всех направлений в искусстве XX века - реализма, модерна, кубизма, фовизма, футуризма, супрематизма, сюрреализма, абстрактного искусства - обращались к жанру livre d artiste.
Выставка "Сюрреализм и livre d artiste", как следует из названия, посвящена одному из важнейших направлений искусства XX века, которое тесным образом связано с жанром livre d artiste. Поэты Гийом Аполлинер, Тристан Тцара, Луи Арагон, Жорж Батай и другие объединились в 1924 году под флагом Андре Бретона, опубликовавшим "Манифест сюрреализма", и для иллюстрации своих первых поэтических сборников приглашали друзей-художников Андре Массона, Джорджо де Кирико, Хоана Миро, Макса Эрнста. Получив активную поддержку ведущих издателей, среди которых были Анри Канвайлер и другие, в процесс иллюстрирования сюрреалистических литературных произведений были вовлечены многие крупнейшие художники: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Жан Арп, Ив Танги, Роберто Матта, Оскар Домингес и другие.
На выставке представлены работы более 15 художников сюрреалистического направления, среди которых Жан Арп, Энрико Бай, Ханс Беллмер, Виктор Браунер, Сальвадор Дали, Оскар Домингес, Джорджо де Кирико, Вифредо Лам, Андре Массон, Роберто Матта, Хоан Миро, Пабло Пикассо, Ив Танги, Доротея Таннинг, Леонор Фини, Макс Эрнст. Это произведения, созданные в жанре "книга художника", с 1924 по 1980-е годы. Довоенный период формирования и развития сюрреализма представлен работами художников Андре Массона, Джорджо де Кирико, Макса Эрнста, Сальвадора Дали. Самостоятельный интерес представляет развитие сюрреализма в livre d artiste в период Второй мировой войны, когда многие из художников, Андре Масон, Макс Эрнст и другие, спасаясь от фашизма, оказались в США. Их работы в этом жанре приобретают острый, в чем-то политизированный характер. Существенно иными, гораздо более красочными, становятся работы художников-сюрреалистов Хоана Миро, Макса Эрнста, Ханса Беллмера, Леонор Фини, Вифредо Лама в изданиях livre d artiste послевоенного времени.
Всего на выставке представлено более 400 графических работ из 60 важнейших изданий.
Зрители смогут сопоставить два цикла иллюстраций к канонизированному сюрреалистами произведению Альфреда Жарри "Король Убю", созданные Хоаном Миро и Роберто Матта, а также впервые увидеть графические циклы таких художников, как Ханс Беллмер, Вифредо Лам, Леонор Фини.
Выставка в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина позволит российскому зрителю не только продолжить знакомство с livre d artiste, но и открыть для себя новые страницы в истории сюрреализма, интереснейшего явления в искусстве XX века. К открытию выставки подготовлен каталог, специальное иллюстрированное издание, посвящённое данной теме. В период работы выставки состоится научный симпозиум, а также встречи с художниками и искусствоведами, просмотр фильмов, посвящённые теме данной экспозиции.
Все работы для экспозиции представлены российскими коллекционерами Георгием Генсом и Борисом Фридманом.
Комментарии