В Библиотеке РАН пройдёт выставка древнерусских певческих рукописей
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 24 и 25 июня 2009 года, в Библиотеке Российской Академии Наук, в рамках Международного фестиваля "Академия православной музыки" состоится выставка древнерусских певческих рукописей XII-XIX веков.
Сокровищницей русской и мировой культуры является рукописное собрание Библиотеки Российской Академии наук, включающее в себя памятники славянской и древнерусской письменности, начиная с XI века. Около 20 тыс. рукописных документов собраны стараниями учёных-хранителей за 300 лет существования библиотеки.
Большинство фонда составляют русские певческие книги. В них отразились все основные этапы и стилевые направления исторического развития русской церковно-певческой традиции. Они хранят уникальные памятники музыкального творчества многих поколений русских роспевщиков.
Одна из древнейших певческих рукописей пергаменный Стихирарь XII века, в котором среди праздничных песнопений содержатся стихиры, прославляющие первых русских святых Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печёрского. Этот уникальный памятник домонгольской Руси - свидетельствует о высочайшем искусстве древнерусских гимнографов и роспевщиков, не только воспринявших древнюю систему византийского пения, но и создававших образцы русского литургического творчества.
Особо интересен Стихирарь "Дьячье око", выполненный русскими каллиграфами и изографами в царских книгописных мастерских (конец XVI века). Он служил образцом для создания других списков. Певческие рукописи XVII века сохранили нам имена роспевщиков Фёдора Крестьянина и Льва Зуба, Исайи Лукошко и Семна Баскакова, дидаскалов-теоретиков Тихона Макарьевского, Александра Мезенца, Николая Дилецкого.
Сохранение средневекового типа певческой книжности в условиях Нового времени характеризует самобытные старообрядческие традиции. Роскошные поморские певческие книги, яркие, богато иллюминированные - гуслицкие, наивно-грубоватые - иргизские. Эти книги создавались в разных старообрядческих духовных центрах и отразили особенности народных художественных традиций разных регионов России.
Комментарии