Творчеству Джона Кейджа посвятят фестиваль в Консерватории
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. C 5 по 20 сентября 2012 года в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского будет проходить Международный фестиваль "Musicircus Джона Кейджа", приуроченный к 100-летию со дня рождения Джона Кейджа (1912 - 1992).
"Он - не композитор, а изобретатель, но гениальный", - так сказал о Джоне Кейдже его учитель, другой гениальный изобретатель Арнольд Шёнберг.
С 5 по 20 сентября 2012 Московская консерватория проводит Фестиваль к 100-летию со дня рождения американского композитора-авангардиста, выдумщика, авантюриста и экспериментатора Джона Кейджа. Начав перечислять открытые Кейджем двери и новые "звуковые пути", мы не скоро остановимся: подготовленное фортепиано, метод случайных действий, недетерминированность, шум и тишина в качестве равноценного музыкального материала, графическая нотация, хэппенинг. Идеи Кейджа живут и побеждают.
Его пьеса "4.33"", в которой пианист не играет ни одной ноты, отразила философию авангарда Новейшего времени: музыка должна слиться с природой. В эссе "Будущее музыки. Кредо" Кейдж пишет: "Где бы мы ни были, мы слышим шум. Когда мы игнорируем его, он раздражает нас. Но когда мы прислушиваемся к нему, мы находим его восхитительным и увлекательным. Заставляя слушателей сидеть молча, я принуждаю их прислушиваться к шумам, которые высвечивает и подчёркивает тишина, - это шум проносящихся за окнами автомобилей, жужжание кондиционера, падение дождевых капель и так далее. Тишина безгранична в своём многообразии, она богаче любой самой богатейшей мелодии".
Художественный руководитель фестиваля, известный пианист, профессор Алексей Любимов занимается пропагандой творчества Кейджа в России уже несколько десятилетий. Нынешний фестиваль получил название "Musicircus". Под "музыкальным цирком" подразумевается исполнение несколько произведений одновременно: подобный эксперимент Кейдж провёл в 1967 году, и тогда посетители сейшена были оглушены неистовой какофонией звуков. Теперь запланировано пять концертов, где опусы Кейджа, его современников и восхищённых потомков будут исполняться поочерёдно.
5 сентября, в день рождения композитора, в Рахманиновском зале консерватории прозвучат сочинения юбиляра, далее слушателей пригласят пройтись "по грибным местам музыкального Нью-Йорка" вместе с ансамблем ударных Марка Пекарского, пианистом Иваном Соколовым, Нью-Йоркским ансамблем солистов (США), Ансамблем "Opus Post" Татьяны Гринденко. Фестиваль удивит хэппенингами, перформансами, ожидается показ документального фильма, посвящённого Джону Кейджу. В фестивале примут участие более 70 музыкантов!
20 сентября фестиваль завершится Приношением композитору. Прозвучат сочинения российских композиторов, написанные в стиле Кейджа и в честь Кейджа.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ.
Рахманиновский зал.
5 сентября 2012 года, в среду в 19.00 - концерт "Портрет художника в День Рождения".
Исполнители: Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано), Светлана САВЕНКО (вокал), Анастасия АЛФЁРОВА (арфа), Валентина БОРИСОВА (арфа), Мария АЛИХАНОВА (флейта), Марина РУБИНШТЕЙН (флейта), Игорь КЕФАЛИДИ (электронная реализация, аудио- и видеопроекция).
В концерте принимают участие ансамбль ударных инструментов Марка ПЕКАРСКОГО, вокальный ансамбль "Интрада". Дирижёр - Екатерина АНТОНЕНКО.
В программе: КЕЙДЖ
- "Вакханалия" (1935-1950)
- "Credo in Us" (1940) для ударных, фортепиано, радио/фонографа и электрического звонка
- Три пьесы для двух флейт (1935)
- "Amores" для подготовленного фортепиано и ударных (1943)
- Три пьесы для подготовленного фортепиано (1940-1947)
- Воображаемый ландшафт №1 (Imaginary Landscape №1) (1939) для генераторов синус-тонов, фортепиано и большой тарелки
- Мечта (Dream) для фортепиано (1947)
- Воображаемые ландшафты (1951-1990)
- Открытка с небес (Postcard from Heaven) для двух арф (1982)
- Ария (Aria) (1958) для голоса + Fontana Mix, электронная музыка (1958)
- Воображаемый ландшафт № 4 (Imaginary Landscape №4) для 12 радиоприёмников (1951)
- Четыре2 (Four2) для вокального ансамбля (1990)
- Williams Mix, электронная и конкретная музыка (1952)
- Хоралы (Chorals) для скрипки соло (1978)
- 00 00" (4.33)'' №2 для большого ансамбля (1962)
Видеопроекции:
Кейдж исполняет Кейджа 4.33",
Water Walk, Music for Marcel Duchamp (оригинальный фильм)
8 сентября 2012 года, в субботу в 19.00 - концерт "Кейдж и предшественники"
Исполнители: Наталия ПШЕНИЧНИКОВА (вокал), Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано), Станислав МАЛЫШЕВ (скрипка), Иван СОКОЛОВ (фортепиано).
В концерте принимают участие:
- Ансамбль ударных Марка Пекарского
- Ансамбль "Opus Posth". Руководитель - Татьяна ГРИНДЕНКО
- Камерный ансамбль студентов Московской консерватории. Дирижёр - Владимир ГОРЛИНСКИЙ
В программе:
- САТИ - Музыка обстановки (Мusique d ameublement) для камерного ансамбля (1918-23)
- АЙВЗ - Вопрос, оставшийся без ответа (Тhe Unanswered Question) для трубы, четырёх флейт и струнных (1906)
- ШЁНБЕРГ - Фантазия для скрипки и фортепиано, соч.47
- ВАРЕЗ - Ионизация для ансамбля ударных (1931)
- КАУЭЛЛ - Ostinato pianissimo для ансамбля ударных (1934)
- Три пьесы для "струнного фортепиано" (1923-1925)
- КЕЙДЖ - Пять песен для голоса и фортепиано на стихи Э.Э. Каммингса (1938)
- Музыка гостиной (Living Room Music) для квартета ударников и чтецов (1940)
- Третья конструкция для четырёх ударников (1941)
- Она уснула (She is Asleep) для 12 том-томов, голоса и подготовленного фортепиано (1942)
- Навсегда и солнечный аромат (Forever and Sunsmell) для голоса и ударных на стихи Э.Э. Каммингса (1942)
- Две пьесы для фортепиано (1946)
- Пять танцев для струнного ансамбля (обработки фортепианных пьес - Эрик Залцман)
11 сентября 2012 года, во вторник в 19.00 - концерт представляет Государственный центр современного искусства. Мини-фестиваль "Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка".
Кейдж и Нью-Йоркская школа: 1950-1970 годы. Проект Алана Файнберга.
Исполнители: Нью-Йоркский ансамбль солистов в составе: Алан ФАЙНБЕРГ (фортепиано), Аарон БОЙД (скрипка), Юра ЛИ (альт, скрипка), Дэвид ФУЛМЕР (скрипка), Фред ШЕРРИ (виолончель).
В программе:
- Кроуфорд СИГЕР - Прелюдии №№1, 9
- Этюд в смешанных акцентах
- КЕЙДЖ - Пьесы №1, 4, 6 из цикла "Шесть мелодий для скрипки и фортепиано"
- БЭББИТТ - Partitions (посвящается Роберту Хелпсу)
- Minute Waltz или 3/4 плюс-минус 1/8 (посвящается Роджеру Сешнсу)
- It Takes 12 to Tango, Playing for Time из цикла "Time" (посвящается Алану Файнбергу)
- ХЕЛПС - Ноктюрн для струнного квартета
- ДАВИДОВСКИ - Синхронизм №9 для скрипки и магнитофона
- СТРАВИНСКИЙ - Двойной канон
- СЕШНС - Каноны для струнного квартета (Памяти Стравинского)
- ВУОРИНЕН - Фортепианный квинтет №1
15 сентября 2012 года, в субботу в 18.00 концерт представляет Государственный центр современного искусства. Мини-фестиваль "Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка".
Музыкальный мир Нью-Йорка эпохи Кейджа. Проект Алана Файнберга
Исполнители: Нью-Йоркский ансамбль солистов в составе: Алан ФАЙНБЕРГ (фортепиано), Аарон БОЙД (скрипка), Юра ЛИ (альт, скрипка), Дэвид ФУЛМЕР (скрипка), Фред ШЕРРИ (виолончель)
В программе:
- КЕЙДЖ - Third Construction (Третья конструкция) для фортепиано и ударных (1941)
- ВОЛЬПЕ - Second Piece for Violin Alone (Вторая пьеса) для скрипки соло (1966)
- ФЕЛДМАН - Intersection (Пересечение) для магнитофона
- Viola in My Life (part lll) (Альт в моей жизни) (часть III) для альта и фортепиано (1970-1971)
- КАРТЕР - Элегия для струнного квартета (1946)
- Figment №1 для виолончели соло (1994)
- Струнное трио (2011)
- БЭББИТТ - Occasional Variations для синтезатора (1968-1971)
- ХЕЛПС - Homage to Faure (Памяти Форе, 1972)
- Music for Left Hand - Etude №2 for Solo Piano (Музыка для левой руки) - этюд №2 для фортепиано соло (1976)
- ВУОРИНЕН - Быстрая фантазия (1977)
15 сентября 2012 года, в субботу в 19.30 - "Кейдж-марафон": Непреднамеренность и взаимопроникновение".
Исполнители:
- Наталия ПШЕНИЧНИКОВА (вокал), Анна АБАЛИХИНА (танец), Михаил ДУБОВ (фортепиано, игрушечное фортепиано), Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано, ударные, колокольчики), Владимир ИВАНОВ (фортепиано, акции), Татьяна МИХЕЕВА (пение), Дмитрий ЧЕГЛАКОВ (виолончель), Станислав МАЛЫШЕВ (скрипка), Иван СОКОЛОВ (чтение), Николай ПОПОВ (аудио- и видеопроекция), Владимир ТАРАСОВ (ударные).
- Камерные ансамбли
В программе:
КЕЙДЖ- Water Music (Музыка воды) для солиста (фортепиано, радио, свистки, сосуды с водой, колода карт) (1952)
- Music for Carillon №2, 3 (Музыка для колокольчика) № 2, 3 (1954)
- 27 10.554 для ударных, фрагмент (1956)
- Music Walk (Музыкальная прогулка) (1958)
- Mesostics re. Merce Cunningham (Мезостихи для Мерса Каннингема) для голоса и танца (1971)
- Song Books (Песенники), фрагменты из сборника для голоса, электроники, театрального перформанса
- Suite for Toy Piano (Сюита для игрушечного фортепиано) (1948)
- Пьесы-акции Д. Тюдора, К. Вулфа, Дж. Кейджа
ЛЕКЦИЯ О НИЧТО (1950) с одновременным исполнением музыкальных сочинений Дж. Кейджа:
- ear for EAR (ухо для УХА), антифоны для голосов в пространстве (1983)
- Four (Четыре для струнного квартета) (1989)
- Four3 (Четыре3 для четырёх исполнителей) (1991)
- Sculptures Musicales (Музыкальные скульптуры) для звучаний, приходящих отовсюду, длящихся и формирующих звучащую скульптуру (1989)
- Child of Tree (Дитя дерева для ударных и растений) (1975)
20 сентября 2012 года, в четверг в 19.00 - концерт "Приношение Кейджу": Кейдж в России - вчера и сегодня".
Исполнители: Владимир УРБАНОВИЧ (ударные), Иван СОКОЛОВ (фортепиано), Сергей ЗАГНИЙ (фортепиано, чтение), Владимир ТАРАСОВ (перкуссия), Владимир МАРТЫНОВ (фортепиано), Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано), Татьяна МИХЕЕВА (вокал), Назар КОЖУХАРЬ (скрипка), Михаил ДУБОВ (фортепиано), Николай ПОПОВ (аудио- и видеопроекция).
В концерте принимают участие ансамбль ударных Марка ПЕКАРСКОГО, камерные ансамбли.
В программе:
- КЕЙДЖ - Первая конструкция (в металле) для секстета ударных (1939)
- The Wonderful Widow of Eighteen Springs)
- Чудесная вдова восемнадцати вёсен для голоса и закрытого фортепиано на сл. Дж. Джойса (1942)
- Аd Lib. для фортепиано (1943)
- Ехperiences 1 для двух фортепиано (1948)
- Ехperiences 2 для голоса (1948)
- In a Landscape (На природе) для фортепиано (1948)
- Musicircus для музыкантов и публики (1967)
- Nowth Upon Nacht для голоса и закрытого фортепиано на сл. Дж. Джойса (1985)
- СОКОЛОВ - "О Кейдже", триптих (1992)
- КОРНДОРФ - Танец в металле, в честь Джона Кейджа для ударника (1985)
- КАРМАНОВ - Invisible Music (Невидимая музыка) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано, челесты и второго фортепиано за сценой (1996)
- БАТАГОВ - "Джон Кейдж жил на углу 6-ой авеню и 18-ой улицы" ("John Cage lived at 6th Avenue and 18th Street") для струнных, фортепиано, аудиозаписи и видеопроекции (2012)
Видеоряд - Алиса НАРЕМОНТТИ
- ЗАГНИЙ - Метамузыка - 4.33'', тексты и видео (2002-2012)
- МАРТЫНОВ - Посвящение Кейджу для фортепиано (2012)
- ТАРАСОВ - Алеаторическая музыка для перкуссии и рулетки (2000)
- Mechanisms interior (Интерьер механизма) для двух перкуссионистов (2005)
- ГОРЛИНСКИЙ - "Widerhall - 2: Перст Бога" для восьми исполнителей (2011)
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии