Третьяковская галерея представила новую экспозицию Бориса Орлова
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Если не песнью славы, то данью былому могуществу советской империи стала новая экспозиция в зале специальных проектов Третьяковской галереи. Классик соц-арта художник Борис Орлов представил ряд масштабных работ в стилистике мифа, который был главным лейтмотивом жизни страны многие десятилетия. Уйдя в прошлое, этот миф не исчез в небытии. А отозвался в творчестве Бориса Орлова "фантомными болями" и глобальными обобщениями.
В проекте "Фантомные боли" Борис Орлов свои старые, ещё 70-х годов объекты, увеличивает в размерах, переносит на современные материалы и переосмысливает. Если раньше он делал социалистические фасады в форме орденов, и это всеми воспринималось однозначно, то сегодня он создаёт их обветшавшими, памятниками самим себе. В каком-то смысле художник пытается войти дважды в одну и ту же реку. Ведь для него эти темы не отвлечённые понятия. Чёрно-белые картинки войны, коллективизации затирает, затушевывает новая реальность, изображённая художником как русский орнамент. Это то, что пережили его дед, его отец и он сам, передают Новости культуры.
"Беспощадная функция времени, – говорит Борис Орлов. – И вот эта беспощадная функция времени и была тема моего сюжета. То есть время не стирает память, а время все события выравнивает, которые происходили в прошлом".
Тема Хроноса, пожирающего всё, как лангольеры Стивена Кинга пожирали пространство и время, в современном искусстве изучена ещё не достаточно. Что это было за время, в котором мы жили, и что от него останется в будущем? Вопросы, на которые пытается ответить художник. Впрочем, по его словам, проект "Фантомные боли" это не ностальгия по СССР.
"Поскольку этот распад происходил не эволюционно, а революционно, то это породило массу проблем в обществе, жизни, в каких-то ценностях, которые были важны для одной части общества и совершенно неинтересны другой части, – отмечает директор ГТГ Ирина Лебедева. – И художник говорит об этом".
"Ну, дай Бог, если мы услышим ещё от кого-то интерпретацию этой культурной памяти. Сейчас этот вопрос стоит очень остро, – считает куратор выставки Наталья Александрова. – Потому что вместе с осознанием этой культурной памяти мы можем осознать, кто мы".
В медицине фантомными называются боли, которые возникают у пациентов после полной или частичной ампутации, когда болит то, чего уже нет. Называя свою выставку "Фантомные боли", Борис Орлов не предлагает болеутоляющее, но он, по крайней мере, ставит диагноз.
Комментарии