Театр им. Сац работает над премьерой оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 18 и 19 декабря 2014 года в 19.00 в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац состоится премьера оперы Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй, или Чио-Чио-Сан", посвящённая 50-летию театра.
Постановка - Наталии Сац;
Художественный руководитель восстановления - Георгий Исаакян;
Музыкальный̆ руководитель и дирижёр - Алевтина Иоффе;
Дирижёры - Сергей Михеев, Леопольд Гершкович, Константин Хватынец;
Режиссёр возобновления - Валерий Меркулов;
Художник-постановщик - Петр Злочевский;
Художник восстановления - Станислав Фесько;
Художник по костюмам - Наталья Осмоловская;
Художник по свету - Сергей Мартынов;
Хормейстеры - Вера Давыдова, Руслан Генэ.
Вторая большая премьера текущего сезона, посвящённого празднованию 50-летия Театра Наталии Сац, - это возобновление легендарного спектакля Наталии Ильиничны Сац "Мадам Баттерфляй, или Чио-Чио-Сан" - оперы Джакомо Пуччини в двух действиях и трех частях на либретто Луиджа Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам драмы Давида Беласко "Гейша".
Наталия Сац обращалась к этой опере дважды. Впервые - 1944 году в ссылке в в Алма-Ате, в Казахском театре оперы и балета, где "Чио-Чио-Сан" стала её первой работой в качестве режиссёра после долгого перерыва. "Птице нужно летать, рыбе - плавать, а режиссёр не может жить без новых своих постановок. Уже несколько месяцев я получаю заработную плату в Опере и недоумеваю. Ставить-то не дают! - писала Наталия Ильинична в своей книге "Новеллы моей жизни". - И вдруг официальный вызов к директору театра: "Дирекция решила поручить вам поставить в казахской труппе "Чио-Чио-Сан" Пуччини. Первая европейская опера в исполнении казахской труппы на казахском языке". Ровно в девять утра, обхватив двумя руками клавир, пробегаю мимо доски объявлений, где уже вывешен приказ дирекции: "Приступить к репетициям оперы Пуччини "Чио-Чио-Сан". Постановку поручить режиссёру Сац Наталии Ильиничне".
Тот спектакль стал невероятно успешным. "Общественное мнение вознесло всех нас выше гор Ала-Тау, - писала в своей книге Н.И. Сац. - Появились лестные приказы, был устроен для всего коллектива загородный банкет… Но самое удивительное было перед вторым спектаклем. Кассирша уверяла, что сам Сергей Эйзенштейн подошёл к кассе и за деньги - это особенно её потрясло (дали бы ему бесплатный пропуск!) - попросил билет на "Чио-Чио-Сац". Слетевшее с губ Эйзенштейна прозвище этой оперы "Чио-Чио-Сац" мгновенно облетело всю Алма-Ату и окончательно решило мой успех".
Второй раз Наталия Сац решила поставить оперу Пуччини в своем Первом Музыкальном театре в Москве. Одним из главных мотивов тогда стал, помимо её безмерной любви к партитуре Пуччини, мотив воспитательный. В Первый Музыкальный театр ходили не только дети, но и юноши и девушки, и в какой-то момент Наталия Ильинична стала слышать со всех сторон, что "любовь - старомодна, а мимолетные связи - нечто вседозволенное и время чистых девушек прошло". Я почувствовала настоятельную необходимость создать спектакль, который поможет ощутить, как велика ответственность любви, и решила во второй раз поставить "Мадам Баттерфлай" Джакомо Пуччини", - написала она потом в "Новеллах моей жизни". Ведь "Чо-Чо-Сан" (кстати, Наталия Ильинична утверждала, что произносить название оперы как "Чио-Чио-Сан" - это "ошибка, ставшая привычкой: надо говорить Чо-Чо-Сан, а не Чио-Чио-Сан - "и" перед "о" в итальянском не произносят. Чо-Чо - бабочка") - это история о великой любви.
"Любовь для наивной, чистой Чио-Сан - вся жизнь. Для Пинкертона, ее возлюбленного, - очаровательная игра: как весело ловить красивую бабочку около купленного им игрушечного домика! Это - начало трагедии, "Чио-Чио-Сан" - лирическая драма, продолжающая реалистические традиции итальянского искусства. И как правдивы, как глубоко трагичны сцены второго и третьего актов, когда покинутая Чио-Сан с маленьким сыном и верной подругой-служанкой Сузуки влачит нищенское существование, но продолжает верить, что Пинкертон вернется, что он - лучший из лучших, единственный, и не теряет света надежды. Узнав горькую правду, Чио-Сан кончает жизнь самоубийством, предпочитая смерть бесчестию. Вернее, она умирает физически, когда в душе ее погасла вера в единственного любимого". - так перессказала сюжет и смысл оперы "Чо-Чо-Сан" Н.И. Сац в своей книге.
Вторая редакция спектакля Н.И. Сац держалась в репертуаре несколько десятилетий. Теперь театр восстанавливает тот легендарный спектакль Наталии Ильиничны - максимально бережно, трепетно и уважительно, прилагая максимум сил для того, чтобы сохранить в целости дух того спектакля, обновив лишь оболочку - техническую сторону спектакля, декорации и костюмы. "Одним из главных названий для Наталии Ильиничны Сац была опера "Чио-Чио-сан", которая десятилетиями была в репертуаре театра, - говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. - Почему-то ей это было важно, чтобы эта опера шла на этой сцене. Я думаю, что понимаю, почему: великая музыка помогает преодолевать сложные сюжеты, музыкальный театр - это в первую очередь театр музыки. И если дети, школьники, студенты не слушают эту музыку, они лишены чего-то очень важного в жизни".
Премьерные спектакли состоятся 18 и 19 декабря в 19.00.
Комментарии