Сводный хор фестиваля православной музыки даст отчётный концерт
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 15 июля 2013 года в 19:00 на сцене Капеллы Санкт-Петербурга будет представлен творческий отчёт Сводного хора V Международного Фестиваля "Академия православной музыки".
В исполнении 120 певчих под управлением лучших регентов России и зарубежья прозвучит "Заздравная чаша". Это Песнопения из "Чина о приливок за здравие государя": "Спаси Господи люди твоя" Тропарь Кресту, знаменный роспев - Михаил Феодорович, "Креспость дая царю" Ирмос Крестовоздвижению. Путный роспев, "Днесь возгреме труба доброгласная". Осмогласник, знаменный роспев, Алексий Михайлович,"Благоверному царю". Многолетие Петру Алексеевичу, демественное многоголосие. Завершит программу панегирический кант Елизавете Петровне.
Традиция молиться за верховного правителя существовала издревле. Её заимствовали из Византии Моления о помощи и поддержке для сохранения государства и власти основаны на общехристианской традиции, восходящей к посланию апостола Павла к Тимофею: "Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживём во всяком благочестии и чистоте" (1Тим.2:1,2). В русских певческих рукописях до середины XVI в. записывались моления о даровании здравия и побед над врагами "князю нашему" или "князьям нашим" без упоминания имён, правителю и его державе. После изменения титула верховного властителя России молитвы возносились за царя, как правило, тоже без конкретизации. Моления возносились за всю царскую семью.
В русской церкви многолетие исполнялось на вход государя в храм, при завершении торжественных богослужений. Возникновение этого чина связывают с концепцией "Москва - Третий Рим" и с эпохой правления великого князя Ивана III, когда появляются первые свидетельства о славлении царя. Обычай испивать чаши за здоровье и благополучие государя существовал на Руси как в светской, так и в монастырской традициях Чин заздравной чаши теряется в XVIII веке. Новые жанры воспевания царя - панегирические канты, канты-виваты, партесные концерты появились во второй половины XVII в. и получили особую популярность в царствование Петра I.
В XVIII в. распространяются коронационные канты, кантаты и оратории в честь императрицы Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I. К древней традиции молений за царя восходит гимн, ставший в XIX в. государственным гимном России - "Боже царя храни". Его появление было инициировано императором Николаем Павловичем Романовым. Гимн, созданный Жуковским и Львовым, имел название: "Молитва русского народа. Уникален памятник "Боже, царя храни" большого распева, записанный знаменной нотацией. Он был создан старообрядцами в честь императора Николая II, подписавшего закон о веротерпимости, и звучал в исполнении знаменитого Морозовского старообрядческого хора на концертах духовной музыки в зале Московской Консерватории.
Комментарии