"Солисты барокко" представят музыку Пальшау и Гесслера
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 18 сентября 2010 года, в субботу в 14.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится дневной концерт, который, несомненно, привлечёт внимание любителей старинной музыки - зазвучат рукописи из архивных фондов библиотеки Московской консерватории.
Исполнители: Московский ансамбль "Солисты барокко". Руководитель - Андрей СПИРИДОНОВ
Светлана МАРКИНА (сопрано)
Денис ГОЛУБЕВ (гобой)
Фёдор СТРОГАНОВ (клавесин)
В программе: И.Г.В. Пальшау, И.В. Гесслер
Ансамбль "Солисты барокко" под управлением Андрея Спиридонова представит программу, посвящённую музыке двух прекрасных композиторов и виртуозов - Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау и Иоганна Вильгельма Гесслера, живших в России и имевших прямое отношение к великому Баху. Программа концерта озаглавлена "Себастианон" - в память о первом русском бахианце, князе Владимире Одоевском (1803-1869). Так назвал русский мыслитель и музыкант свой кабинетный орган, построенный в его петербургской квартире специально для исполнения музыки Баха.
По словам участников Московского ансамбля "Солисты барокко", эта программа являет собой плод размышления о единстве культур Германии и России. И.Г.В. Пальшау и И.В. Гесслер прожили в России более 30 лет и стали для современников своими, "русскими немцами". Понятный культурный и музыкальный ландшафт, мелодика русских песен, близкая протестантскому хоралу, - всё это дало уникальную возможность для продолжения линии Баха в России.
При всём различии творческих индивидуальностей Пальшау и Гесслера, многое их роднит. Обоих музыкантов мы вправе назвать "внучатыми" учениками Иоганна Себастьяна Баха, то есть учениками учеников Великого немца. Начав свой музыкальный путь вундеркиндами на концертных площадках Европы, они более 30 лет проработали в России, где пережили творческую зрелость, и где упокоились их души.
Московский ансамбль "Солисты Барокко" - один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку периода XVII-XIX веков в исторически достоверной манере. Своими новыми программами ансамбль "Солисты барокко" продолжает цикл концертов-новелл, построенных на объединении различных жанров искусства и на исследовании личности композитора в историческом и культурном контексте его времени. Репертуар ансамбля обширен. Он состоит из вокальных и инструментальных произведений как европейских композиторов (И.С. Баха и его сыновей, Телемана, Вивальди, Сарти, Галуппи, Маре, Рамо, Куперена, Пепуша, Бибера, Пёрселла и т. д.), так и русских композиторов XVIII-XIX веков: Фомина, Березовского, Бортнянского, Пашкевича, Алябьева и других.
С 1999 года ансамбль подготовил и исполнил концертные программы "Все утра мира", "Под знаком Сатурна", "Тайны Болонской академии", "Вивальди. Русский след", "Северная одиссея капельмейстера Сарти", "В поисках Атлантиды", "Воспоминания об Италии", "Моцарт и Сальери - сыновья гармонии", "Храм Аполлона. Музыкальный круг графа Шереметева", "Владимир Одоевский - русский Фауст", "Пейзажи английского барокко", "Немецкий музыкальный альбом", "Виртуозы кабинета Её Императорского Величества", "Русский Моцартеум". В 2008 и 2009 годах при поддержке отдела культуры посольства ФРГ в Москве в концертных залах Москвы был исполнен цикл концертов "Муза, поющая с берегов Эльбы". Ансамбль "Солисты Барокко" впервые после более чем столетнего забвения исполнил произведения Людвига Вильгельма Теппер фон Фергюзона, Иоганна Вильгельма Гесслера, Иоганна Готтфрида Вильгельма Пальшау - талантливых немецких композиторов, много и плодотворно работавших в России. Московский ансамбль "Солисты Барокко" на протяжении многих лет занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения немецких и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII - начала XIX веков.
Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау (1742-1813) появился в России в 1777 году. В это время в Санкт-Петербурге учреждается Новое музыкальное общество, и Пальшау становится его деятельным членом. На одном из первых концертов общества он исполняет свой "концерт на клавесине", после чего его репутация как композитора и виртуоза становится чрезвычайно высокой.
Музыкальная карьера Пальшау началась в 1761 году, когда гамбургские газеты представили публике "великого виртуоза". Его первые сочинения были напечатаны в Нюрнберге; затем Пальшау предпринимает поездку в Ригу, где учится у Иоганна Готфрида Мютеля (1728-1788) - последнего ученика И.С. Баха. Здесь же, в Риге, были написаны два клавирных концерта, которые впоследствии неоднократно и с большим успехом будут исполняться в России. Пальшау принадлежит и один из первых опытов обращения к русскому фольклору. В типографии И.Д. Герстенберга напечатаны три цикла вариаций на русские песни: "Как у нашего широкого двора", "Белолица, круглолица", "Ой гай, гай зелёненький". В конце жизни Пальшау работал органистом в одной из петербургских церквей и до последних дней сохранил титул "прославленного виртуоза".
Русские любители музыки должны быть благодарны Пальшау так же и за то, что он поделился с ними европейской практикой издания нот по подписке, первым в России организовав такой способ распространения своих произведений. Для нас же Пальшау особо интересен тем, что он был носителем аутентичной баховской традиции.
По свидетельству первого историка русской культуры XVIII века Якоба Штелина, лично знавшего И.С. Баха и дружившего с его сыновьями, в 1769 году в церкви Св. Петра Пальшау играл на органе для графа Г. Орлова: "совершенно во вкусе прежнего знаменитого Лейпцигского музикдиректора г-на Себастьяна Баха". Русский поэт Иван Хемницер посвятил Пальшау такие строки (оригинал стихотворения называется "Sinngedicht auf Palschau" и написан поэтом на немецком языке):
Ein Gott der Tonkunst Palschou spielt
Und alles hort und alles fiihlt.
Играет Пальшау - Орфей,
И внемлет всё музыке сей.
Иоганн Вильгельм Гесслер (1747-1822) приезжает в северную столицу в 1792 году. Он открыл новый сезон Петербургского музыкального клуба своим фортепианным концертом. Карьеру профессионального музыканта Гесслер начал в 16 лет, когда, учась у Иоганна Кристиана Киттеля (1732-1809), ученика И.С. Баха, он получил должность церковного органиста в Эрфурте. Гесслер был уже хорошо известен в Северной Германии, когда состоялось его органное состязание с В.А. Моцартом, после которого последний иронично заметил, что его соперник "выучил наизусть у старого Себастьяна Баха только гармонию и модуляции, а порядочно изложить фугу не в состоянии". Но справедливости ради мы должны напомнить, что те же претензии были у Иоганна Георга Альбрехстбергера (1736-1809), большого полифониста и друга Моцарта, к своему ученику Людвигу ван Бетховену.
После состязания Гесслер и Моцарт были приняты в Дрездене русским послом Александром Михайловичем Белосельским-Белозёрским. Тогда, возможно, и возникла идея пригласить талантливого органиста и композитора Гесслера в Россию.
Но сначала Гесслер сделал блестящую карьеру в Европе. Он выступал в качестве солиста своего собственного концерта для клавира с оркестром под управлением Й. Гайдна. В дальнейшем Гесслер многое сделал для пропаганды музыки Гайдна в России. Благодаря ему в Петербурге и Москве зазвучали лондонские творения Гайдна. В сентябре 1792 года в Риге прозвучала кантата Гесслера "Екатерина, мать своих народов". Это событие окончательно предопределило переезд Гесслера в Россию.
В Петербурге Гесслер получил должность пианиста при дворе Великого князя Александра Павловича. 23 сентября 1793 года состоялось торжественная церемония бракосочетания патрона композитора, на которой прозвучала кантата "Александр и Елизавета".
В конце 1794 года Гесслер переезжает в Москву, где и проводит последние 30 лет своей жизни. Именно в свой московский период он приобретает репутацию прекрасного педагога. Среди его учеников был, например, Иосиф Иосифович Геништа (1795-1853). По количеству нотных изданий Гесслер - первый в России. Обнаруженный композитором параллелизм между оборотами русской песни и протестанского хорала позволил ему сочетать русскую меланхолическую напевность с баховским контрапунктом, отсылающим слушателя к хоральным обработкам Себастьяна Баха. Возможно, это натолкнуло В. Одоевского на мысль о славянских корнях самого Иоганна Себастьяна Баха.
Русский поэт Иван Дмитриев оставил такие восторженные строки, обращённые к немецкому музыканту:
О, Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?
Ты смертному даришь, какое хочешь чувство!
Иль гений над тобой невидимо парит
И с каждою струною твоею говорит?
Я в мире плаваю блаженства! Я вне себя - стой, Гесслер, стой!
Лишаюсь сил, изнемогаю... И лиру пред тобой бросаю.
При подготовке новости были использованы материалы буклета "Себастианон": К истокам русского мифа о Бахе
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.
Комментарии