"Сказки дедушки Мокея" расскажут в Петербургской филармонии
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 марта, в субботу в 15.00, в рамках абонемента "Сказки дедушки Мокея" Санкт-Петербургской филармонии для маленьких слушателей будут исполнены сочинения знаменитых композиторов, связанные с разными детскими игрушками.
Вы услышите музыку балета "Ящик с игрушками" Дебюсси, балетную сюиту "Фантастические танцы кукол" Шостаковича-Резетдинова (Первое исполнение) и маленькую фантазию для симфонического оркестра "Весёлый паровоз" Резетдинова. Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром будет дирижировать Александр Титов, сказки рассказывает Михаил Мокиенко.
"Ящик с игрушками" друзья Дебюсси живо окрестили La Boite a Chouchoux ("Ящик Шушу"), намекая на домашнее прозвище дочери композитора, для которой он и писал это произведение. Единственный детский балет Дебюсси был создан в 1913 году по рисункам Андре Элле - художника, рисовавшего иллюстрации к детским книжкам. Дебюсси очень увлекался игрушками и куклами, однажды он даже написал: "Душа куклы ещё более таинственна, чем предполагает даже Метерлинк; её не так легко зачислить в разряд бессмыслицы, как многие человеческие души". В балете игрушки разыгрывают совсем нешуточные страсти - бравый Солдатик и злобный Полишинель сражаются за благосклонность Куклы. Парад игрушек, пастораль, свадьба и битва - Дебюсси не обошёл стороной ни одного оперного клише.
Композитор не удержался и от вполне "взрослых" шуток: весь балет пронизан комическими цитатами из своей и чужой музыки. Сражение, в котором солдатики палят из пушек горохом, проходит под звуки марша из "Фауста" Гуно; танец матросов - не что иное, как знаменитый кэк-уок из "Детского уголка" Дебюсси; в одной из сцен совсем как Кармен Кукла дарит Солдатику цветок, который тот носит на груди; лейтмотив Полишинеля удивительно напоминает "Петрушку" Стравинского; и конечно свадьба Куклы и Солдата не обходится без марша Мендельсона. В результате балет "Ящик с игрушками" увлекает не только детей, но и взрослых.
Первое исполнение "Фантастических танцев кукол" в обработке Леонида Резетдинова - попытка авторского прочтения музыки Шостаковича, которая включает и оркестровку, и собственные вставки, и даже придание определенной драматургии детскому балету. Здесь появляются и новые персонажи, одушевлённые и неодушевлённые, которых не было в балете Шостаковича. Например, гномы или большой будильник, который в начале пьесы демонстративно заводит дирижёр с тем, чтобы, к вящей радости ребят, в решающий момент он прозвонил.
Изобретательными играми пронизано и собственное сочинение Резетдинова "Весёлый паровоз", посвящённое памяти Андрея Петрова. Композитор ввёл в это произведение музыкальные темы, вызывающие воспоминания об обаятельных и запоминающихся мелодиях Андрея Петрова. Другое посвящение обращено В.П.Соловьёву-Седому, его "Весёлому поезду", чьи приёмы развития и структура легли в основу данного сочинения Л.Резетдинова. Музыка изобилует изобразительными моментами: Резетдинов предлагает артистам оркестра поиграть голосом и изобразить паровозный гудок, клубы пара и стук колёс. Всё это вызывает бурный восторг детворы, что пытается помочь музыкантам "поиграть в поезд".
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
Комментарии