ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Балету "Щелкунчик" в постановке художника Михаила Шемякина и хореографа Кирилла Симонова исполняется 10 лет.

Балет Чайковского "Щелкунчик" живёт на мариинской сцене более ста лет. В разные эпохи он шёл в театре в разных редакциях. Первая постановка 1892 года, созданная Львом Ивановым по сценарному плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского, поражала роскошью и запомнилась современникам сказочной красотой Вальса снежных хлопьев. Постановку Фёдора Лопухова, поместившего своего "Щелкунчика" в модернистское сценическое пространство, вскоре сменила академическая версия Василия Вайнонена, сочинившего спектакль-сказку. На этом спектакле воспитаны все нынешние поколения артистов мариинского балета, знакомство которых с этой постановкой начиналось с первых классов балетной школы, и несколько поколений зрителей, у которых с этим спектаклем связаны первые театральные впечатления. Излишний налёт "детскости" первым снял с этого балета Валерий Гергиев, услышавший в партитуре Чайковского трагические ноты. Маэстро открыл купюры, привёл в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала по-иному, ломая стереотипы и вскрывая иные смыслы. Новизна музыкального прочтения Валерия Гергиева привлекла Михаила Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку  из всех, бытовавших на сцене Мариинского театра, и приблизившую балет к  его литературному первоистоку - к миру гофмановских фантазий.

Художник Михаил Шемякин рассказывает о рождении спектакля: "Мне выпала большая честь соприкоснуться в моей творческой судьбе с Мариинским театром и воплотить на его исторической сцене свои художественные замыслы. В 1999-м году Валерием Гергиевым передо мной была поставлена сложнейшая и ответственная задача - это создание совершенно новой и необычной версии балета "Щелкунчик" для того, чтобы вывести его из "разряда" детского и сугубо новогоднего представления. Создав лучшее дирижёрское решение музыкальной партитуры Чайковского и раскрыв необычайную глубину и трагичность, заключённую в сюжет детской сказки, Гергиев, естественно, захотел воссоздания духа мистической и бурлескной  Гофманианы, столь необходимой для этого музыкального шедевра".

Премьера спектакля в хореографии Кирилла Симонова и в декорациях, костюмах и постановке Михаила Шемякина состоялась 12 февраля 2001 года при участии Натальи Сологуб в партии Маши, Андриана Фадеева в партии Щелкунчика-принца и приглашённого на проект Антона Адасинского в роли Дроссельмейера.

За десятилетие "Щелкунчик" побывал на гастролях в Германии, Франции, США, Велкобритании. Влиятельные европейские и американские газеты писали о нём:
""Щелкунчик" - потрясающий балет, очень сильное новое прочтение. Гигантские декорации, разноцветные великолепные костюмы как бы плетут тонкую связующую нить с работой художников Ballets russes: Рерихом, Бенуа, Бакстом, обновляя, с нескрываемой жестокостью и с большим умом, эту рождественскую сказку, ставшую со временем слишком сладенькой… Очень молодой хореограф Кирилл Симонов, балетный танцовщик, не оробел перед размахом старшего товарища. Он занял всё пространство с лёгкостью профессионала. Они оба наслаждаются. Шемякин и Симонов хорошо знают, что они больше не завлекают детей, которых очень много в зале, сахарным сиропом". ("Монд", 2002).

"Что может делать настоящий художник с костюмами и декорациями!.. Михаил Шемякин не только создал для спектакля фантастически-гротескные декорации, но и переписал либретто. Надо отдать ему должное - художнику удалось вдохнуть в достаточно затёртый сюжет озорство и язвительный юмор" ("Вашингтон пост", 2003)

Постановка до сих пор пользуется неослабевающей популярностью у публики.

Десять лет спустя на юбилейный спектакль приехали почти все, кто причастен к его созданию. В главных партиях выступят: Маша - Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц - Александр Сергеев, Дроссельмейер - Антон Адасинский. В зале будут и Михаил Шемякин, и Кирилл Симонов.