Санкт-Петербург первым услышит Данте-симфонию №5 Бориса Тищенко
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 21 февраля, в субботу в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д.Шостаковича состоится авторский концерт Бориса ТИЩЕНКО.
В программе:
Данте-симфония №3;
Данте-симфония №5 "Рай" - мировая премьера.
21 февраля в Большом зале филармонии состоится мировая премьера. В исполнении заслуженного коллектива России - академического симфонического оркестра петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева - будут исполнены Данте-симфонии Бориса Тищенко. Данте-симфония №3 уже исполнялась в петербургской филармонии, а Данте-симфония №5 "Рай" прозвучит впервые.
Премьера последней, заключительной в цикле Данте-симфоний "Беатриче" Бориса Тищенко, симфонии "Рай", состоится 21 февраля в Большом Зале Санкт-Петербургской филармонии. Дирижирует премьерой маститый маэстро Николай Алексеев, в прошлом ученик Бориса Ивановича Тищенко по классу оркестровки и чтения партитур в Петербургской Консерватории.
Пятая "Данте-симфония" лежит в русле привычного тяготения Б.И.Тищенко, классика современной музыки, к воплощению в крупных формах сложных идейно-образных концепций. Продолжая эпическую традицию русской музыки, Тищенко на сей раз обратился к "Божественной комедии" Данте, прежде всего задавшись вопросом: а что же было до того как "земную жизнь, пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу"? Ответ на этот животрепещущий вопрос автор находит в изучении личности Данте, начиная с детства, когда, предположительно, и случилось его знакомство с Беатриче. Беатриче, возлюбленная Данте, покинула этот мир в 1270 году, в возрасте 25 лет. Как жил Данте после её смерти, рассказывается в Первой симфонии. Ярый диссидент cвоего времени, борец против папской власти, Данте был отлучён от церкви, изгнан из родной Флоренции, приговорён к смертной казни. Оставшись без крова, друзей и возлюбленной, Данте начинает писать "Божественную комедию". Свою заключительную, Пятую симфонию "Рай" Тищенко предваряет словами: "Дантовский Рай не менее грустен, чем Чистилище и не менее страшен чем ад. Причиной тому - неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче…и невозможность забыть о бесчинствах, творящихся на Земле". Словом, "Зрелище…, которое любого бы смутило" (эпиграф из Данте). Скрупулёзно, почти иллюстративно, Тищенко следует за перипетиями дантовского сюжета. Перед слушателем проходят все небеса - с Первого по Девятое, соответственно планетам, и гигантское тело Юпитера, и Орлиный глаз, и Перводвигатель, и лепестки Райской розы.
Тищенко в своей музыке передаёт ощущение того, что Данте действительно глядел сквозь звёзды на грешную землю. Заканчивается эпопея тем, что Данте, наконец, узрел тот самый свет: "…Но страсть и волю мне уже стремила… Любовь, что движет солнца и светила".
Премьера предыдущей, Четвёртой Данте-симфонии Тищенко прошла в Москве под управлением Геннадия Рождественского, став одной из смысловых точек московского филармонического сезона. Предстоящее исполнение завершающей симфонии цикла обещает стать крупным событием культурной жизни Санкт-Петербурга.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
Комментарии