"Русский камерный портрет" Владимира Гау представят в музее Пушкина
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 14 декабря 2010 года, во вторник в Государственном музее А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2) состоится открытие выставки "В.И. ГАУ. Русский камерный портрет".
На первой в истории монографической выставке выдающегося художника-портретиста собраны вместе и впервые представляются публике более 150 живописных работ - портретов современников А.С. Пушкина, известных представителей царской фамилии, высшего света и русского дворянства середины XIX века. В межвыставочном проекте участвуют более 20 крупнейших музеев России и частные коллекционеры.
Уникальное собрание живописных работ Владимира Ивановича ГАУ является продолжением большого выстаовчного проекта, посвящённого мастерам акварельной портретной живописи, в рамках которого в Государственном музее А.С. Пушкина в 2006 и 2008 гг. прошли монографические выставки, рассказывающие о жизни и творчестве П.Ф. Соколова и А.П. Брюллова, вызвавшие большой интерес специалистов и ценителей этого жанра.
Владимир Иванович ГАУ (1816-1895), придворный художник, академик, один из ведущих мастеров акварельной портретной живописи в России первой половины XIX века. Его имя стоит в одном ряду с такими мэтрами, работавшими в этом жанре, как Пётр Соколов и братья Александр и Карл Брюлловы.
Наследие В.И. Гау составляет более 600 законченных акварельных портретов, не считая многочисленных эскизов, набросков, литографий и гравюр, выполненных по его оригиналам. Он по праву является "портретным летописцем" не только эпохи императора Николая I, но и Александра II. Его кисти принадлежат многочисленные акварельные портреты императорского дома, среди которых императрица Александра Фёдоровна, великие княжны Мария, Ольга и Александра, великие князья Александр, Николай, Михаил и Константин - дети императора Николая I, великой княгини Елены Павловны, принцев Ольденбургских и Лейхтебергских.
Для Государственного музея А.С. Пушкина этот проект имеет особое значение. Кисти В.И. Гау принадлежат шесть портретов Натальи Николаевны Пушкиной 1842-1844 годов и две акварели 1849, одна из которых была исполнена для альбома Конногвардейского полка. Акварели художника сохранили облик многих знакомых А.С. Пушкина: графини А.В. Бобринской, жены побочного сына императрицы Екатерины II от графа Г.Г. Орлова, шефа корпуса жандармов и главного начальника III-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии графа А.Ф. Орлова, М.С. Олениной, в доме которой в Торжке останавливался поэт, кавалерист-девицы Н.А. Дуровой, А.А. Олениной, адресату лирических стихотворений А.С. Пушкина, графа П.П. Шувалова, братьев В.А. и Б.А. Перовских и других современников поэта.
Портреты будут экспонироваться на выставке в хронологической последовательности: ранние акварели и карандашные рисунки 1830-х годов, многочисленные работы 1840-1850-х - периода наивысшего расцвета мастерства В.И. Гау-портретиста - и небольшой комплекс произведений 1860-1890-х годов, дающий представление о позднем периоде его творчества.
Комментарии