ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  23 марта 2012 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоистя третий вечер абонемента №63 "Русская музыка".

Исполнители:  Национальный филармонический оркестр России. Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир Спиваков. Дирижёр - Дмитрий Лисс.

В программе:
- ЧАЙКОВСКИЙ - Симфония "Манфред" по драматической поэме Дж. Байрона
                               - Сюита №3


"Манфред - не простой человек", - писал Чайковский. - "В нём, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия". Эти роковые вопросы, проблемы добра и зла, жизни и смерти, ставшие основными темами многих сочинений композитора, легли в основу и симфонии "Манфред". Каждой её части Чайковский предпослал комментарии, и в этой программе конкретизируется сюжетное содержание музыки, как "Блуждание Манфреда в Альпийских горах" (1 часть), "Явление Альпийской феи" (2 часть), "Пастораль" (3 часть), "Подземная оргия в чертогах Аримана" (4 часть), "Смерть Манфреда" (5 часть). Композитор так увлёкся романтическим сюжетом Байрона и проникся трагизмом поэмы, что признавался, как "обратился временно в какого-то Манфреда".

Обращение Чайковского к жанру сюиты стало прообразом неоклассицизма XX столетия, когда танцевальные циклы эпохи барокко переосмысливались современными композиционными и выразительными приёмами. Чайковский обращается к классической четырёхчастной структуре симфонии, однако наполняет её танцевально-мелодическим материалом, ассоциирующимся с сюитами раннего классицизма. И в последней, четвёртой сюите, композитор предлагает изысканную обработку четырёх пьес Моцарта, называя сюиту "Моцартиана", а её стиль, как "старина в современной обработке". Но в её предшественнице, третьей сюите, Чайковский использует собственный материал, тонко намекая на стилистику предыдущей эпохи, открывая тем самым принцип одного из основополагающих направлений XX века - неоклассицизма.

Важнейшим компонентом в формировании программ "русского" абонемента НФОР стал выбор дирижёров. Спиваков, дирижируя только одним концертом цикла, для участия в других выступлениях со своим НФОР пригласил таких дирижёров, которые зарекомендовали себя как высококлассные интерпретаторы в первую очередь именно русской музыки.

Дмитрий ЛИСС с 1995 года возглавляет Уральский филармонический оркестр, который под руководством этого дирижёра достиг новых творческих высот. Под управлением Дмитрия Лисса оркестр гастролировал в 10 странах мира, осуществив свыше 20 концертных туров, принял участие в престижных международных фестивалях, записал около 20 дисков по заказу компаний Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Японии, США, Франции и Великобритании; последние записи коллектива осуществлены в сотрудничестве с компаниями Warner Classics International и Mirare.

Кроме того дирижёр работал с Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Национальным оркестром Франции, Национальным оркестром Иль-де-Франс, Национальным оркестром Лилля, "Токио Метрополитен Симфони", симфоническими оркестрами Швеции, Швейцарии, Португалии и Польши. В творческих планах Дмитрия Лисса всегда присутствуют сочинения отечественных композиторов, причём, особое внимание маэстро уделяет исполнению современной музыки. Но признаётся, что без понимания и детального изучения классики невозможно качественное исполнение авангарда. В исполнении классического наследия русских композиторов критики отмечают глубокое познание этой музыки и её "понимание дирижёром на генном уровне".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.