ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 26 апреля до 26 мая 2013 года в Выставочных залах ГМП в Денежном переулке пройдёт выставка графики Вацлава Зелинского.


Известный художник Вацлав ЗЕЛИНСКИЙ (родился 01.04.1935, в селе Балакиры Хмельницкой области УССР), несмотря на то, что давно уже обрёл заслуженное признание, продолжает жить в постоянном поиске своего художественного языка, в мире образов, доступных воплощению средствами излюбленной им графики.

В экспозиции, развёрнутой в Выставочных залах музея А.С. Пушкина, представлено 47 графических полотен художника. Они посвящены двум великим поэтам - Пушкину и Лермонтову. Развёрнутый цикл графических работ художника - плод его многолетнего труда - является ярким примером художественного осмысления поэтического гения двух великих личностей, чьё творчество и трагические судьбы оказались столь неразрывно связанными. В преддверии 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова, который будет отмечаться в следующем году, эта выставка представляется особенно знаменательной.

С 1963 года, после окончания одного из старейших учебных заведений России - Казанского художественного училища, художник начал выставляться и сразу обратил на себя внимание. На выставках его работы неизменно привлекали зрителей и специалистов не только мастерским исполнением, но и неожиданностью художественных решений.

За свою долгую творческую жизнь художник много сделал в области плакатной и книжной графики. В плакатном искусстве им был создан цикл работ, посвящённых подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Серьёзное внимание Вацлав Зелинский уделял искусству гравюры. Как художник-иллюстратор он широко известен своими работами к произведениям В. Шекспира, Б. Брехта, В. Маяковского, Н Гоголя. Работая над гоголевской темой, у Вацлава Зелинского родилась и закрепилась идея создания "Пушкинианы". Начиная пушкинскую серию, художник чувствовал огромную ответственность. Зелинский хотел понять "своего" Пушкина - ведь Пушкина каждый читает, видит и чувствует по-своему. Художник не ставил задачей иллюстрировать этапы жизни поэта. Он стремился графически выразить его творческую мысль, вдохновившую на создание бессмертных произведений.

Следом за Пушкиным В. Зелинский обратился к творческой судьбе и личности его преемника - М.Ю. Лермонтова. К творчеству Лермонтова обращались многие известные художники - В. Агин, В. Верещагин, И. Репин, Л. Пастернак, И. Билибин, и, конечно, М. Врубель. Как и его великие предшественники, Вацлав Зелинский не удовлетворялся просто иллюстрированием текста, но стремится выразить идею произведения, передать мировосприятие поэта, его чувства и мысли…

Цикл работ В. Зелинского, посвящённых Лермонтову, можно условно разделить на две части: гравюры и рисунки. Художник начинал работу над этой темой с гравюр на линолеуме. В первых работах цикла была некоторая сухость и строгость. В портретах М.Ю. Лермонтова лишь приглушенно звучала трагическая нота, намекающая на судьбу поэта. Затем всё отчётливей на рисунках стал проступать его характер - гражданина, воина, взволнованного лирика.

Этот гравюрный раздел цикла может быть по-настоящему воспринят только в целостности. В нем много аллегорического, вплетаемого художником в подробности биографии поэта. Иногда - смелый выход на общечеловеческие темы.

Сегодня произведения В.Зелинского находятся во многих музейных собраниях. Вскоре пополнится ими и коллекция музея А.С. Пушкина. Художник задумал передать музею в дар часть своих графических работ, посвящённых Пушкину и Лермонтову.