Реставраторы: Репин переписывал "Гайдамаков" много раз
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Тайны "Гайдамаков" разгаданы, и открыта ещё одна неизвестная страница в творчестве Ильи Ефимовича Репина. Такое сенсационное заявление делают специалисты Научно-исследовательского института реставрации, где завершается восстановление полотна "Гайдамаки готовят оружие на острове Умань".
Три года назад картина, на которой Репин изобразил сцену подготовки казацко-крестьянского восстания, была обнаружена в запасниках Исторического музея. Долгое время о существовании этой работы знали только специалисты. Она не числилась в каталогах, а лишь упоминалась в личной переписке художника. Даже сам Илья Ефимович считал, что "Гайдамаки" проданы за границу. Но события 1917 года изменили их судьбу. "Клей пересох, сложно было убирать. С бумагой двигался авторский слой. Мы его снимали и, как в пазле, находили потом нужное место фрагмента", - рассказывает заведующая отделом реставрации масляной живописи ГосНИИРа Мария Чуракова. Сейчас лица и предметы уже различимы. Выяснилось, что Репин переписывал "Гайдамаков" много раз, передаёт телеканал "Культура".
Открытка 30-х годов - единственное сохранившееся свидетельство того, как выглядела картина. В архиве художника нет ни эскизов, ни рисунков, только упоминания в переписке. Вообще исследователям ещё только предстоит ответить на вопрос, почему художник, который работал чрезвычайно быстро и много, потратил на "Гайдамаков" 19 лет, да ещё и постоянно менял композицию. Не исключено, что революционные события заставили художника пересмотреть свой взгляд на героев из народа.
Комментарии