"Поражение Сеннахериба" Мусоргского прозвучит п/у Рождественского
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 апреля 2013 года, в пятницу в 19.00 в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится 4-й концерт абонемента №7 "Геннадий Рождественский представляет".
Исполнители: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии. Дирижёр - Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Солисты: Виктория ПОСТНИКОВА (фортепиано), Галина СИДОРЕНКО (меццо-сопрано).
В концерте принимает участие хор Михайловского театра.
В программе:
- МУСОРГСКИЙ - "Поражение Сеннахериба" для хора и оркестра (оригинальная редакция)
- РАХМАНИНОВ - Концерт №4 для фортепиано с оркестром
- ПРОКОФЬЕВ - "Песни наших дней" - сюита для солистов, хора и оркестра
- "Ала и Лоллий" - скифская сюита
Последний концерт Геннадия Рождественского в цикле его собственного абонемента этого года откроется "Поражением Сеннахериба" Модеста Мусоргского, написанного им для хора и оркестра в 1867 по стихотворению Джорджа Гордона Байрона.
"И народ, не сражённый мечом до конца,
Весь растаял, как снег, перед блеском творца!" - так Байрон заканчивает свой рассказ об ассирийском царе Санхериве, известном своими завоеваниями в Египте и Иудее. Предание гласит, что войско Санхерива осадило Иерусалим, однако неожиданно полководец снял осаду и вернулся в Ассирию, так как в одно прекрасное утро обнаружил свое войско мёртвым. Геродот сообщает, что ассирийский лагерь наводнили полчища крыс, а Берос, - что в лагере разразилась смертельная эпидемия.
Неизвестный свидетель исполнения Мусоргским своего сочинения оставил воспоминания об этом: "Мы все были свидетелями увлечения творческим процессом всё более и более впадающего в экстаз гения. (…) Наконец прозвучали последние могучие аккорды. Невозможно описать во время этой игры выражения его изменившихся полуопущенных глаз, которые он вдруг поднимал кверху - как будто искал выхода. Когда он кончил, глаза его закрылись, руки бессильно опустились. Нас всех пронзила сильная дрожь… От чего? От напряжения? От страха? За кого? За Мусоргского? За Россию? За нас самих? Или потому, что мы увидели перед собой проявление божественной мощи в слабом и хилом человеке?"
Четвёртый фортепианный концерт Сергея Рахманинова, написанный в 1927 году, можно назвать наиболее автобиографичным и противоречивым его сочинением. Он символизирует рубежный период в творчестве композитора. В Концерте иной раз образы не сливаются в единое целое, ощущается прерывистость развития, что вообще характерно для творчества Рахманинова этого периода, когда в него слились разные, подчас несопоставимые элементы: традиции русской музыки и джаз, древнерусский знаменный распев - и "ресторанная" эстрада 1930-х гг., виртуозный стиль XIX века - и жёсткая токкатность авангарда. Мелодии-волны, преобладающие во Втором и Третьем концертах, сменились мелодиями "короткого дыхания", гармония и фактура рахманиновской музыки получили дальнейшее развитие и были усложнены.
"Ада и Лоллий" Сергея Прокофьева более известна под названием "Скифская сюита". Рождественский даёт это название подзаголовком. В 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Дягилевым, который заказал ему для "Русских сезонов" в Париже балет на древнерусский сюжет, сказочный или исторический. В поиске сюжета Прокофьев обратился к молодому тогда поэту Сергею Городецкому.
В письме к своему другу композитору Николаю Мясковскому Прокофьев писал: "Если Городецкий пришлёт мне хорошее либретто (...), то я балет напишу, и весьма заковыристый". Однако у Дягилева этот "заковыристый балет" успеха не имел, и Прокофьеву ничего не оставалось, как переработать балет в оркестровую сюиту. Она состоит из трёх частей: "Поклонение Велесу и Але", "Чужбог и пляска нечисти", "Ночь", "Поход Лоллия и шествие солнца".
Премьера нового сочинения Прокофьева под его управлением состоялась почти сто лет тому назад в Большом зале Петроградской филармонии 16 (29) января 1916 года и вызвала настоящую бурю. Журнал "Музыка" охарактеризовал концерт как "скандал в благородном семействе". Глазунов ушёл, не дослушав сюиту до конца, оркестранты роптали. Однако Зилоти, организатор концерта, остался доволен и музыкой и произведенным ею впечатлением.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии