Под знаком Чайковского: Мариинка отметит 175-летие композитора
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 2015 год в музыке проходит под знаком Чайковского. 7 мая исполнится 175 лет со дня рождения великого русского классика, которого с Мариинским театром связывало тесное сотрудничество. Пять из десяти опер Чайковского ("Опричник", "Орлеанская дева", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта"), два из трёх балетов ("Спящая красавица", "Щелкунчик"), навсегда вошедшие в сокровищницу мирового музыкального искусства, впервые увидели свет рампы именно в Мариинском театре. Произведениям Чайковского в юбилейном году в театре уделено особое внимание, ну а специально к юбилейной дате театр приготовил несколько сюрпризов.
1 мая в Концертном зале Мариинского театра в исполнении Валерия Гергиева и Дениса Мацуева прозвучат три фортепианных концерта Чайковского. Слушателям в этот вечер будет предоставлена уникальная возможность проследить в ретроспективе творчество русского классика и услышать особенности фортепианного стиля Чайковского, который, как известно, не был профессиональным пианистом. Так сложилось, что сверхпопулярность Первого фортепианного концерта си-бемоль минор op.23 (при его несомненной гениальности) затмила собою два последующих концертных опуса мастера. Второй фортепианный концерт соль мажор op.44, который Валерий Гергиев и Денис Мацуев уже неоднократно играли в разных странах мира и записали на лейбле Mariinsky, был сочинён в пору творческой зрелости композитора, в 1880 г., вскоре после создания оперы "Орлеанская дева" в один год с Увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта".
Концерт знаменует собой дальнейшее движение Чайковского в сторону симфонизации этого жанра. В развёрнутой первой части каденция солиста переносится в разработку формы и подготавливает кульминацию, совпадающую с началом репризы, лирически распевная вторая часть, по сути, представляет тройной концерт для солирующего фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, и, наконец, скерцозный, в шумановском духе, финал - указывает, с одной стороны, на опору Чайковского на западно-европейскую симфоническую традицию, а с другой стороны, - на развитие особого типа лирико-драматического симфонизма, приведшего позже к симфоническим "поэмам" Сергея Рахманинова. Третий фортепианный концерт ми-бемоль мажор op.75 создавался Чайковским в 1893, в последний год его жизни, и в его основу была положена оставшаяся в набросках ми-бемоль мажорная симфония. Композитор успел завершить первую часть концерта и сомневался в правомочности превращения симфонии в концерт, однако сам факт этого указывает на придание сольному инструментальному концерту особого "серьезного" статуса.
6 мая, накануне дня рождения композитора, в Мариинском-2 состоится "Ночь Чайковского". Сразу после исполнения оперы "Иоланта" в постановке Мариуша Трелинского (в главных партиях заняты: Жанна Домбровская, Сергей Семишкур, Владислав Сулимский, Владимир Феляуэр и Эдем Умеров) в камерных залах в 21.30 одновременно начнется несколько концертов:
- в зале Мусоргского выступят солисты оперной труппы Мариинского театра с любимыми ариями и дуэтами из опер Петра Ильича;
- в зале Прокофьева зрителей ждёт встреча с артистами оркестра Мариинки, замечательными инструменталистами Михаилом Рихтером (скрипка), Антоном Гаккелем (виолончель) и Софией Кипрской (арфа), которые исполнят камерно-инструментальную музыку юбиляра;
- в зале Щедрина романсы Чайковского споют солисты Академии молодых певцов Мариинского театра.
В 22.30 гостей "Ночи" в фойе Стравинского ждёт встреча с "Чижик-джаз-квартетом", который исполнит джазовые композиции на темы популярных мелодий классика. В театральном буфете публике будут предложены десерты "Петр Ильич", а при хорошей погоде с 21.00 можно будет посетить террасу на крыше и сделать замечательные фотографии вечернего Петербурга с прекрасной обзорной площадки. Окончание мероприятия в 00.00.
В этот же вечер в Мариинском театре пройдёт Гала балета, в котором будут представлены фрагменты из балетов на музыку композитора: III действие балета "Щелкунчик", Па-де-де принцессы Авроры и принца Дезире из III действия балета "Спящая красавица, "Русская" в хореографии Владимира Васильева, Па-де-де и "Бриллианты" Джорджа Баланчина.
В Концертном зале состоится концерт хора Мариинского театра под управлением Андрея Петренко. Прозвучит Литургия Святого Иоанна Златоуста и избранные хоры композитора.
7 мая, в сам День рождения Чайковского на всех площадках театра будет звучать его музыка. В историческом здании Мариинского театра покажут балет "Лебединое озеро", который, по сути, был заново "рождён" благодаря гению Мариуса Петипа именно на этой сцене уже после смерти композитора, в 1895 г. С той поры "Лебединое озеро", неизменно собирающее аншлаги - одна из "визитных" карточек Мариинки. В главной роли выступит легенда театра - Ульяна Лопаткина, чья трактовка Одетты-Одиллии признана критикой эталонной. В роли принца - Евгений Иванченко.
На сцене Мариинского-2 – самая популярная опера Чайковского "Евгений Онегин" в недавней постановке Алексея Степанюка. В главных партиях - Дмитрий Лавров, Екатерина Гончарова, Евгений Ахмедов, Юлия Маточкина и Аскар Абдразаков.
В Концертном зале Квартет им. Давида Ойстраха, недавно созданный молодыми талантливыми выпускниками Петербургской консерватории, сыграет все три квартета Чайковского, заслуженно относящиеся к выдающимся шедеврам мировой камерной музыки.
Комментарии