Петербургская Филармония открыла новый сезон
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 25 сентября 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоялось открытие нового концертного сезона.
Новый сезон ознаменован двойным юбилеем - 75-летием Маэстро Юрия Темирканова и 25-летием его руководства Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром. На первом концерте сезона прозвучала Шестая симфония Шостаковича и "Весна священная" Стравинского, 100-летие создания и первого исполнения которой на "Русских сезонах" в Париже празднует в этом году весь музыкальный мир.
"Музыкальный смысл и характер Шестой симфонии сильно отличается от эмоциональной атмосферы предыдущей, Пятой симфонии, где превалируют чувства скованности и трагичности. В моей последней, Шестой симфонии музыка скорее созерцательная, лирического диапазона. Здесь мне хотелось выразить настроения весны, радости, юности", - писал Шостакович о своей новой симфонии в 1939 году.
На репетиции симфонии, которую вёл Евгений Мравинский, первый её исполнитель, Шостакович поделился с присутствовавшими там своими близкими друзьями музыковедами Иваном Соллертинским и Исааком Гликманом: "Впервые мне настолько удался финал. Кажется, даже самые злобные критики не смогут найти в нём изъяна". На премьере симфонии, триумфально прошедшей 21 ноября 1939 года в стенах Большого зала Ленинградской филармонии, по воспоминаниям Гликмана, финал был повторен на бис.
"Весна священная" - произведение, знаковое для ХХ века, плоть от крови его - дерзкого, рвущего связь времён, создающего новый язык, новые перспективы. В основу "Весны" легла фантазия Стравинского, в которой он увидел древний ритуал - молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Премьера одноимённого балета на музыку Стравинского обернулась скандалом. По воспоминаниям Ромолы Нижинской, жены хореографа "Весны" Вацлава Нижинского, "Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. (…) Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слёзы. (…) Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции - и, наконец, этот кавардак..."
Однако гениальный Дягилев придерживался противоположной точки зрения на премьеру "Весны священной", и, в исторической перспективе, он оказался прав, замечая "Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия..."
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии