"Песнопения и молитвы" прозвучат в "Спасе на крови" в Петербурге
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 29 декабря 2009 года, во вторник в Санкт-Петербургском музее-памятнике "Спас на крови" в исполнении Камерного хора Смольного собора под управлением Владимира БЕГЛЕЦОВА прозвучит знаменитый цикл Георгия СВИРИДОВА "Песнопения и молитвы".
Сам Свиридов писал: "Русская музыка, да и всё русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить её - от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских как нации, имеющих своё место, своё слово, свой голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства".
"Песнопения и молитвы", написанные в 1991-1997 гг., занимают особое место в русской культуре. Это последнее сочинение Г.В.Свиридова, сочинение-итог, сочинение-завещание, высвечивающее главное в его творчестве, главное в его наследии. Над циклом духовных песнопений композитор работал последние 10 лет жизни. Монументальная хоровая композиция разделена на 5 тематических частей и состоит из 26-ти произведений на темы Священного Писания и слова богослужебных текстов. Задуманное как творение грандиозного масштаба (композитор до своей кончины успел написать примерно десятую часть), это произведение не имеет аналогов в истории культуры. Подобно самому Писанию, этот цикл как бы бесконечен по духу своему. Подобно молитве, говорит эта музыка обо всём самом важном, касающемся человека, мира. Это не скорбная музыка, однако, последнее "Аллилуйя" звучит несколько трагично. На исходе жизни Георгий Свиридов глубоко переживал происходящее в России, воспринимая свою эпоху как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию.
"Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы… Для меня Россия - страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа" (Г.Свиридов).
Камерный хор Смольного собора (создан в 1991 году) - один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга. 2004 году в качестве главного дирижёра и художественного руководителя в коллектив пришёл Заслуженный артист России Владимир Беглецов. Помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков, в исполнении Камерного хора Смольного собора всё чаще можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдалённых эпох. От кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Орфа, Пендерецкого и Шнитке, Стравинского. Сегодняшний уровень исполнительского мастерства Хора вполне соответствует широте интересов его художественного руководителя. Практически каждый из тридцати двух хористов (все - выпускники или студенты Консерватории) может справиться с сольной партией. В соответствии с определением "камерный", присутствующим в названии коллектива, Беглецов добивается виртуозного владения звуком, его внимание всегда привлечено к мельчайшим фразировочным деталям. Вместе с тем, Хор Смольного с огромным успехом представляет такие монументальные полотна, как Реквием Верди или Всенощная Рахманинова. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, Спасе на крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных фестивалях. Среди зарубежных гастрольных адресов - Голландия, Испания, Польша, Словения, Эстония.
Комментарии