Первый концерт "с сюжетом" будет посвящён ницшеанству в музыке
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 10 октября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, первый концерт из нового цикла "Концерты с сюжетом" даст достаточно пищи для сердца и ума чутких слушателей, ибо тема его - Ницше и ницшеанство в музыке - является пробным камнем интеллектуальных баталий на протяжении последнего столетия.
Если симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса стала своего рода классическим шлягером благодаря начальному мотиву, многократно растиражированному в заставках телепередач, то "Месса Жизни" Фредерика Дилиуса, что прозвучит вслед за Штраусом, практически неизвестна петербургскому слушателю; в северной столице она будет исполнена впервые.
Английский композитор, Ф. Дилиус творил на рубеже XIX и XX веков. Его жизнь была полна причудливых поворотов: он жил в Америке, изучал негритянский фольклор; много лет творчески был связан с Норвегией и Данией, дружил Э.Григом, Б.Бернсоном, Г.Ибсеном. Перебравшись во Францию, Дилиус попадает под влияние импрессионизма. В то же время Фредерик Дилиус был, возможно, самым преданным из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше.
"Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нём как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природ". Эти слова Дилиуса из письма к Ф.Хезелтайну от 27 июля 1912 г. могут служить ключом к "Мессе Жизни". Текст мессы, написанной для солистов, хора и оркестра, был составлен другом композитора, дирижёром Фрицем Кассирером (при непосредственном участии самого Дилиуса) из избранных фрагментов "Заратустры".
Первое знакомство с творчеством Ницше было для Дилиуса настоящим откровением. Это произошло в конце 1880-х годов, во время его поездки в Норвегию. Дилиус прочёл "Заратустру" на одном дыхании, будучи не в силах оторваться от книги. Через два года, в 1898 г., Дилиус написал пять песен на стихи Ницше из "Весёлой науки" и положил на музыку "Ночную песнь Заратустры". Это одноимённое произведение для солирующего баритона с оркестром позже стало частью "Мессы жизни" (1904-1905) - одного из самых значительных произведений композитора.
Программа из произведений Р.Штрауса и Ф.Дилиуса, объединённая сюжетом "Так говорил Заратустра" Ф.Ницше, прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и хора Смольного собора под управлением Александрв ТИТОВА. Солист - Игорь ГОЛОВАТЕНКО. О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ, один из самых известных российских литераторов и эссеистов, лауреат премии Вяземского, действительный член Академии русской словесности, член жюри многих литературных премий.
Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Комментарии