Персональная выставка Ирины Наховой пройдёт в Stella Art Foundation
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Stella Art Foundation представляет мультимедиальную инсталляцию Ирины Наховой "Ремонт". Для художницы ремонт - одновременно и событие повседневной жизни, и глобальная метафора, относящаяся к творчеству, вообще к структуре мироздания.
Ирина Нахова: "Ремонт - это болезненный, но необходимый процесс, во время которого удаляется старое и ненужное и строится новая среда обитания. Это не простое подкрашивание или замазывание дыр, а радикальный пересмотр дома, в котором индивидуум проводит жизнь, того маленького мира, с которым он сталкивается каждый день.
Ремонт как метафору можно применить к процессу создания художественной работы, к тому, чтобы рассматривать её не как строительство на пустом месте, но как усилие в сторону ясности высказывания, совершающегося всегда по необходимости. Это процесс, который берёт под сомнение верность высказывания, чувствования, техники и выразительных средств. Процесс, который содержит в себе парадокс: чем убедительнее вы уничтожаете слои краски и смысла, тем значительнее они становятся. Уничтоженное и сохранённое оказывается одинаково важным, сосуществует на равных, создаёт эстетический палимпсест, насыщая его историей, мыслью, значимостью, сомнением, правдой".
Выставка Ирины Наховой состоит из двух элементов. В основном зале развёрнута полиэкранная видео-инсталляция. Её статичные и движущиеся изображения, мерцая и сменяя друг друга, в своей совокупности выстраивают пространство, которое ассоциируется и с монументальным миром культовой архитектуры, и со вселенским устройством. Параллельно в малом зале демонстрируются живописные произведения с многослойным изображением, словно бы находящиеся в непрерывном процессе создания-реставрации. Размещённые на одной стене, они выглядят фрагментами того, что сама художница называет "исчезающе-восстанавливающейся "фреской"".
В целом же проект Ирины Наховой выглядит впечатляющим усилием, совершённым где-то на границе между археологией персональной повседневности и архитектурой сверхличной вечности. По словам художницы "в этом проекте есть связь с моими старыми работами 1970-1990-х с очень важной для меня темой археологии современного пространства, в котором остается связь с прошлым, человеческая укоренённость в истории как единственное оправдание существования. А также с темой ремонта как апокалиптического переживания времени и необходимостью сделать с этой ситуацией что-то гуманное".
Ирина НАХОВА - важный представитель традиции московского концептуализма, автор одного из первых инсталляционных проектов в истории отечественного современного искусства ("Четыре комнаты", 1984-1987). Живописец, график, автор объектов и инсталляций. Родилась в Москве. В 1972-1976 училась в Московском Полиграфическом институте, затем (до 1986) работала книжным иллюстратором в московских издательствах. Участвовала в деятельности группы "Коллективные действия", а также в выставках Клуба Авангардистов (КлАва). С 1992 года живёт и работает в Нью-Джерси (США), при этом регулярно устраивая выставки в Москве. Преподаёт искусство в высших учебных заведения США и Европы.
Персональные выставки Наховой проходили, помимо прочего, в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2005); Московском музее современного искусства (Москва, 2011).
Среди последних групповых выставок, в которых принимала участие художница: Berlin-Moskau/Москва-Берлин 1950-2000 (Martin-Gropius-Bau, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003-2004); "Верю!" (ЦСИ "Винзавод", 2005), ZEN d АРТ (Московский музей современного искусства, 2010), "Заложники пустоты" (Государственная Третьяковская галерея, 2011).
Выставка будет проходить с 21 сентября по 15 ноября.
Комментарии