Отреставрированные часы Штрассера в Эрмитаже будут играть Вагнера и Моцарта
По словам сотрудников музея, всего в комплекте часов имеются 14 валиков с мелодиями. Все они были во время их реставрации восстановлены. Но первое время посетители музея будут слышать именно "Тангейзер" Вагнера и мелодию Моцарта, которая записана на втором валике, установленном в часах. Выбор этих композиций, пояснили реставраторы, не случаен. Именно они будут звучать наиболее контрастно, создавая особый эффект.
Кстати, наличие валика с мелодией Вагнера, написанной лишь в середине XIX века, в комплекте часов вовсе неудивительно. Поскольку в те времена дописывать модные мелодии на валики музыкальных часов было обычным делом. Ведь иных записывающих звук устройств тогда просто не существовало. А валики в часах можно было поменять очень быстро и послушать любимые мелодии. В механизме Штрассера время звучания одной такой "пластинки" составляет от восьми до 14 минут.
Отметим, что Большие часы Штрассера являются его главной работой. Он работал над ними в период с 1793 по 1801 год. Механический оркестр выполнен в виде храма с колоннами и фронтоном из красного дерева с золочёной бронзой. В центре находятся часы с маятником, вес которого превышает 40 кг. В этих часах установлен единственный в своём роде механический орган, который представлен двумя оркестрами, аккомпанирующими друг другу.
По мнению исследователей, часы создавались по заказу Екатерины Великой. Однако она скончалась ещё до завершения работы над ними. Её преемник Павел I отказался выкупать готовую работу, поэтому автор с целью продажи часов устроил лотерею. Стоимость билетов позволила ему вернуть потраченные на их производство средства. В итоге владелицей музыкального механизма стала вдова пастора из города Лиепая. Но через несколько лет они всё же попали в Эрмитаж, когда хозяйка решила их продать. Их выкупил Александр I, чтобы подарить китайскому императору. Однако планы эти не были реализованы, и часы остались в Петербурге.
Исследователи выяснили, что музыкальный механизм довольно часто ломался, а к концу XIX века и вовсе пришёл в негодность. Решение об их реставрации было принято после успешного восстановления аналогичных экземпляров, но меньшего размера. Работа велась примерно 2,5 года. Реставраторы отмечают, что ещё около недели займёт отладка музыкального механизма, включать который планируется не чаще раза в месяц, чтобы избежать его износа.
Комментарии