Океан стилей обрушился на ММДМ
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Под занавес филармонического сезона меломаны смогли насладиться целым рядом музыкальных премьер в одном концерте. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственной капеллы России завершил юбилейный цикл "Vivat! Маэстро", посвящённый своему 60-летию, увлекательной и динамично выстроенной программой, представленной дважды - сначала в Концертном зале имени Чайковского, затем - в Светлановском зале Дома музыки.
Практически каждое сочинение, вошедшее в этот концерт достойно отдельного рассказа. Ведь всё, что звучало в этой программе, исполнялось в Москве впервые - а такое собрание премьер - настоящая редкость даже для пресыщенной событиями столицы. Причём, программа получилась уникальной не только по репертуару, необычен и оригинален был исполнительский состав: ансамбли хора и гитары, соединения гитары, органа и ударных, - звуковая палитра пленяла необычными сочетаниями тембров. Валерий Полянский давно зарекомендовал себя как первооткрыватель редких партитур и тонкий интерпретатор новой музыки. Однако, даже для маэстро такое многообразие раритетов - событие.
Пожалуй, единственным сравнительно известным сочинением в этот вечер стала "Легенда" Альбениса. Да и то, эта пьеса звучала не в оригинале - для фортепиано, а в переложении для гитары. И хотя это гитарное переложение знаменитого композитора и виртуоза Андреса Сеговии часто входит в репертуар гитаристов всего мира, но услышать вживую "Легенду" на гитаре приходится нечасто. А уж другие гитарные вещи стали настоящими открытиями. Это и московская премьера пьесы "Дань моей любви к Богу" парагвайского композитора середины ХХ века Августина Барриоса Мангоре (1885-1944), который сам себя на индейский манер называл "Вождь Нитсуга Мангоре - Паганини гитары из джунглей Парагвая". Его творчество в полной мере было оценено только спустя полвека после смерти, а эта пьеса считается последней, созданной композитором. Оригинальными тембровыми сочетаниями изобиловали также исполняемые впервые в России "Три картины Апокалипсиса" ("Landscapes of Patmos") для органа и ударных известного чешского автора второй половины ХХ века Петера Эбена (1929-2007). Ещё одна российская премьера - концерт для гитары и органа "Бог - это наше искупление" Криса Де Блазио (1959-1993) - американского композитора конца прошлого столетия, написавшего множество киномузыки, песен, вокально-инструментальных циклов для различных исполнительских ансамблей. Заметим, что все три премьеры, созданные на религиозную тематику, отнюдь не церковная музыка в чистом виде. Даже концерт Де Блазио, созданный специально для церковных служб в адвентистской церкви, полон яркой, увлекательной, вполне земной музыки. Донести это звуковое многоцветие сполна удалось органисту Константину Волостнову и исполнительнице на ударных Светлане Соболевой. Но главным героем первой части программы стал гитарист Юрий Нугманов. Во-первых, поразительное владение гитарой позволило ему мгновенно перевоплощаться из одного образа в другой - от медитативного повествования Барриоса и Альбениса до ярких картин Де Блазио. Благодаря блистательной виртуозности, глубокому, насыщенному и красивому звуку гитары Нугманова разнообразная палитра этих редких партитур заиграла всеми красками.
Главным же событием стала премьера Концерта для хора и гитары "Romancero Gitano" Марио Кастельнуово-Тедеско, созданным на стихи одноименного знаменитого "Цыганского романсеро" Гарсиа Лорки.
"Ноты "Romancero Gitano" Кастельнуово-Тедеско были у меня давно, - рассказывает Валерий Полянский, - однако, исполнить это сочинение не представлялась возможность. Прежде всего, потому, что не складывался ансамбль: ведь "Romancero" написано для хора с гитарой, и не удавалось найти такого блестящего виртуоза-гитариста, способного воплотить всю страсть и накал эмоций, заложенных в этой музыке. Знакомство с Юрием Нугмановым само подтолкнуло вернуться к идее исполнения "Romancero". Композитор назвал своё сочинение концертом, однако, по структуре это, скорее сюита - семичастный цикл, написанный на стихи Гарсиа Лорки. Это музыка, созданная, словно от вспышки южных, огненных темпераментов: испанца Лорки и итальянца Кастельнуово-Тедеско. Музыка, наполненная колоритом, страстью, блеском - и в этой виртуозной блистательности сконцентрирован как раз концертный стиль, что композитор и подчеркнул в определении жанра своего сочинения. В работе над концертом для нас было ново и необычно выстраивание ансамбля с гитарой - её тихое, не совсем привычное академическим музыкантам звучание требует особого подхода, выстраивания своеобразного баланса, тонкой градации звучностей.
Хору Госкапеллы удалось найти свою, гибкую динамическую шкалу, в которой каждая нота и гитарной, и хоровой партии переливалась ярким соцветием красок, наполняющих этот концерт-феерию. Точная артикуляция и богатая динамика позволили хору моментально переходить от испанского фольклора и фламенко к аргентинскому танго и модным танцам ХХ столетия - фокстроту, твисту, босанове, самбе… Полянскому удалось создать тот огненный сплав стилей, к которому стремился не только Кастельнуово-Тедеско в музыке, но и Лорка в поэзии, характеризуя свои стихи как "слияние цыганской мифологии со всей сегодняшней обыденностью".
А в ответ на овации хор Госкапеллы исполнил на бис одну из частей "Romancero" - "Memento". Однако, не отзвучавшую сейчас, а "Memento" одноимённого сочинения на стихи Гарсиа Лорки нашего композитора Николая Сидельникова, создав тем самым ещё одну связующую нить между стилями и национальными традициями, с виртуозной лёгкостью демонстрируя такую стилистическую гибкость, которая подвластна лишь музыкантам экстра-класса.
Ольга Кузьмина
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московского Международного Дома Музыки.
Комментарии