ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  4 октября 2012 года, в четверг в 19.00 Московский театр "Новая опера" откроет XXII сезон. Впервые в России будет представлена опера Рихарда Штрауса "Каприччио".

Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий КРИЦКОВ.
Режиссёр - Алла ЧЕПИНОГА.
Сценография и костюмы - Виктор ГЕРАСИМЕНКО.

Как решить любовный треугольник? Поручить соперникам написать оперу!
Именно так поступила графиня Мадлен - главная героиня  оперы Рихарда Штрауса "Каприччио". Вместе со своим братом, молодым графом, они принимают в своём имении группу гостей - артистов, которые приехали, чтобы отрепетировать представление, приуроченное ко дню рождения графини - большой любительницы искусства. В их числе поэт Оливье и композитор Фламанд, театральный директор Ла Рош, выступающий в роли режиссёра будущего действа и знаменитая драматическая актриса Клэрон. Между репетициями они едят, пьют и увлечённо спорят об искусстве. Поэт Оливье и композитор Фламанд борются за сердце Мадлен. Дело усугубляется тем, что Оливье и Фламанд - соперники не только в любви, но и в искусстве. Каждый из них считает свой вид творчества первостепенным. Чтобы разрешить спор, графиня поручает Оливье и Фламанду написать оперу, в которой каждый из них должен описать самого себя и возникшую ситуацию, а чем закончится опера, она решит сама и сообщит утром следующего дня. Каково же будет её решение? Кого выберет Мадлен?

"Каприччио" (1941 г.) - последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижёра Клеменса Краусса, написанное с участием композитора, по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства (Штраусу было 77, когда он закончил "Каприччио"). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нём поэта и композитора. Главный вопрос, который заключён в "Каприччио", состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, - музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать? Дискуссия "Что в опере важнее - слова или музыка" велась на протяжении нескольких столетий и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею "Каприччио" композитор писал либреттисту: "Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гете), или только музыка без слов (Моцарт)".

Несмотря на то, что в "Каприччио" затрагиваются серьёзные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекательна. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В "Каприччио" множество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс! Одной из главных героинь спектакля станет… живая собачка.

Штраус называл своё "Каприччио" "леденцом для знатоков". Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать в творении Штрауса цитаты и намёки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. "Каприччио" - это настроение, каприз, причуда, внезапная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего ещё раз опыт долгой жизни" (Э. Краузе).


Россия мало знакома с оперным творчеством Р. Штрауса. Опера "Каприччио" никогда не исполнялась в России, и её постановку можно будет смело считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый молодым режиссёром Аллой Чепиногой, выиграл грант "Открытая сцена" - организации, созданной Департаментом культуры г. Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства. Музыкальный руководитель постановки Валерий Крицков. Их творческий тандем с Аллой Чепиногой уже зарекомендовал себя: предыдущая совместная работа А. Чепиноги и В. Крицкова - оперный триптих "Голос женщины" - с успехом идёт на сцене Новой Оперы. Оформление спектакля "Каприччио" осуществил главный художник театра, Заслуженный художник России Виктор Герасименко.


Премьера "Каприччио"  в Новой Опере будет проходить в рамках Года Германии в России.

Год Германии в  России 2012-13 проводится под девизом: "Германия и Россия: вместе строим будущее". С июня 2012 по июнь 2013 года Германия будет представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнёрские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012-13 являются Гёте-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.

Алла Чепинога, режиссёр спектакля: "Каприччио" - произведение уникальное по своей природе, по авторскому определению это "разговорная пьеса с музыкой". Так же будет уникален и наш спектакль: сочетание интеллектуальной музыки и гламурного оформления, простой истории и изощрённой интерпретации… Мы постараемся раскрыть вечную тему - что было первым: курица или яйцо, драма или музыка - сразу несколькими театральными языками. Метафорические декорации, видеоинсталляции, масочные характеры, элементы театра абсурда и много сюрпризов ожидает зрителя, пришедшего на спектакль.

Театр, как и  зеркало, есть отражение жизни, поэтому у нас в декорациях огромное количество зеркал, а что происходит в зазеркалье - в глубине женского любящего сердца наполненного искусством? Ответ на этот вопрос придется разгадать  в финале спектакля".

Виктор Герасименко, художник: "Плавные линии декораций к "Каприччио" навеяны музыкой оперы, которая отличается некой плавностью и незаострённостью самой темы. Там нет острых конфликтов, плавный разговор, беседа. Отсюда и пластика интерьера, в центре которого - лестница, незаконченность линий, подобно тому, как это используется в модерне. Но здесь нет модерна ни в перилах, ни в отделке. Я не прибегаю к стилизации, а использую смешанный стиль. Скорее всего, декорация напоминает современный павильон с большим количеством зеркал. Почему именно зеркала? Потому что в этой опере - "ненастоящесть", иллюзорность всего: отражение чувств, отражение любви, отражение персонажей.

В сценографии используется экран. Это как часть современного интерьера: некий бассейн  с плавающими рыбами - то, что себе позволяют сегодня богатые  люди. И в этом бассейне будет  что-то происходить. Что - пока загадка. Это проекция, которая будет взаимодействовать с реальностью.

Опера Штрауса рассчитана на рафинированного зрителя, но я считаю, что подобные спектакли должны быть в театре. Именно такие произведения, как "Каприччио", воспитывают вкус".