"Новая Россия" завершает филармонический абонемент
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 июня 2013 года в Концертном зале имени Чайковского симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета завершает свой филармонический абонемент. Художественный руководитель оркестра выступит в качестве солиста. Главным событием вечера станет российская премьера произведений для альта с оркестром Тору Такемицу. Во втором отделении прозвучат The viola in my life для альта с оркестром М. Фелдмана и Седьмая симфония Бетховена. За дирижёрским пультом - Александр Дмитриев - художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, который возглавляет этот прославленный коллектив с 1977 года и за тридцать шесть лет работы с одним из крупнейших оркестров страны представил на суд публики множество образцовых интерпретаций как классических, так и авангардных опусов.
В предисловии к собранию сочинений Такемицу дирижёр Сейджи Озава пишет: "Я очень горжусь моим другом Тору Такемицу. Он стал первым японским композитором, добившимся международного признания". А сам Такемицу в одной из своих статей признавался: "традиционная японская музыка захватил моё сердце и отказывается освободить его". Японское мировоззрение, эстетика национальной поэзии хо-ку, оригинальные инструментальные тембры и звукосочетания, - все эти особенности делают музыку Такемицу неповторимой и завораживающей.
Произведения для солиста или ансамбля солистов с оркестром - один из важнейших жанров в наследии Такемицу, который стал едва ли не центральной областью творческих экспериментов композитора. Назвать концертами такие произведения с одним или группой солистов можно довольно относительно, а если уж и прослеживаются какие-либо архетипы в произведениях с солирующим голосом, то не с классико-романтическим, а с барочным концертом. Сочинения для солиста с оркестром обращены к эстетике музыкального авангарда, в которой важнейшей категорией стала не динамика, а статика. Музыкальные полотна, ставшие зарисовками настроений, впечатлений, звукоописания эмоций - вот тематика сольно-оркестровых опусов Такемицу. Необычные тембровые сочетания, оригинальное использование академических тембров, применение национальных японских инструментов бива и сякухати делает концертные опусы композитора особенно эффектными. Вдохновляют и дают повод пофантазировать одни названия произведений: "Созвездие", "Эвкалипт", "К морю", "Фантазма". Такемицу писал немало музыки для кино, разбирался в этом виде искусства, сотрудничал и дружил со многими выдающимися режиссёрами. Концерт для скрипки с оркестром "Ностальгия" композитор посвятил памяти Андрея Тарковского. Этот опус датируется 1987-м годом, а вслед за ним, в 1989-м создан "A String around Autumn" для альта с оркестром. Ностальгические, меланхолические картины этой осенней саги завораживают. Но, будучи не лишена экспрессии, эта "осенняя песня" требует совершенного владения инструментом и яркого артистизма, ведь солист предстаёт то бесстрастным рассказчиком, то эмоционально включается в ход событий. Поэтому неудивительно, что до Юрия Башмета никто в России ранее не обращался к этой партитуре. И, по-видимому, интерпретация маэстро станет эталоном для отечественных альтистов.
Мортон ФЕЛДМАН (1926-1987) - американский композитор, ведущий представитель минимализма второй половины ХХ века, друг и единомышленник Джона Кейджа. Оригинальный узнаваемый стиль Фелдмана характеризуется медитативностью, "растянутым музыкальным временем": многие его произведения строятся на тихих созвучиях, медленно и плавно перетекающих друг в друга. Инструментальный цикл "Виола в моей жизни" был написан в 1970-м году в Гонолулу специально для Карен Филлипс, ставшей первой исполнительницей произведения. Композиция основывается на чередовании фрагментов, в каждом из которых альт сочетается с определённой группой инструментов. Ещё одним формообразующим фактором становятся темп и ритм. Каждому фрагменту, каждому тембровому сочетанию соответствует определённый метро-ритмический рисунок. Композитор, описывая композиционные принципы этого опуса, характеризовал стиль своей музыки в целом. "Моя музыка настолько легко воспринимается, что её можно слушать абсолютно не напрягаясь и даже не прикладывая внимание. Её течение столь плавно и однородно, что она может даже показаться поверхностной". Такое впечатление Фелдман объяснял тем, что в его музыке отсутствует динамическое развитие, привычное для классической традиции. Логика музыкальной мысли в его опусах подчинена статике, любованию каждым в отдельности звуком и его отзвукам в тишине. Композитор не отрицал, что эффект от погружения в его звуковые миры может походить на погружение на медитативное состояние, подобное любованию магического величия пустыни, в безбрежном пейзаже которого и время, и звуки, и человек - лишь песчинки.
Седьмая симфония Бетховена, долгие годы считающаяся неким отступлением от героико-драматического симфонизма, этакой шуткой гения, в наше время получает более серьёзные оценки. Современные дирижёры всё чаще включают Седьмую в репертуар наряду с самыми монументальными симфоническими опусами. Ведь за её классицисткой академичностью и стройной гармонией таятся отзвуки "бури и натиска". Стилистика раннего романтизма и героические образы Бетховена проходят словно тени сквозь части Седьмой. Неожиданные аллюзии, наполняющие партитуру этой симфонии, позволяют некоторым исследователям считать её гениальной предшественницей стилистики совсем далёкого от классицизма ХХ века. Включение именно этой партитуры Бетховена становится своеобразной аркой к сочинениям крупнейших композиторов-авангардистов ХХ столетия.
Завершение абонементного цикла такой насыщенной программой ставит отнюдь не точку в филармоническом цикле Юрия Башмета и его симфонического оркестра "Новая Россия", сколько - многоточие, которое обещает массу открытий в будущих филармонических программах маэстро Башмета и его музыкантов.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии