"Новая Россия" исполнит "Великие инструментальные концерты"
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 20 декабря 2011 года в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится 2-й концерт цикла "Великие инструментальные концерты".
Исполнители:
- Государственный симфонический оркестр "Новая Россия". Художественный руководитель - главный дирижёр Юрий Башмет. Дирижёр - Александр Сладковский
В концерте принимает участие Александр Князев (виолончель).
В программе:
- БРАМС - Соната №1 фа минор для альта и фортепиано (переложение Л.Берио для виолончели и оркестра)
- Фортепианный квартет №1 соль минор (переложение для оркестра А.Шёнберга)
- ШОСТАКОВИЧ - "Праздничная увертюра"
- Концерт №2 для виолончели с оркестром
На каждую программу этого абонемента меломаны обращают пристальное внимание, ведь в этой серии программ собраны образцы инструментального концерта, признанные вершинами своего жанра. Декабрьский концерт примечателен особенно: в нём Александр Князев, по праву признанный одним из лучших виолончелистов не только в России, но и во всём мире, в очередной раз обратится к уже успешно опробованному им жанру "моно-концерта". Этот нестандартный замысел ставит во главу угла симфонической программы не оркестр, а солиста, и предлагает в одном вечере несколько произведений концертного жанра против стандартного варианта "солист - в первом отделении, оркестр - во втором". Отдельного внимания заслуживает и репертуар.
В первой части вечера Александр Князев будет солировать в редких для отечественного филармонического репертуара переложения для виолончели с оркестром камерной музыки Брамса. Исполнители обратятся к инструментовкам Иоганнеса Брамса, которые демонстрируют "свой взгляд", причём очень тонкий и стилистически продуманный, на музыку крупнейшего композитора-симфониста романтической эпохи со стороны мастеров авангарда XX столетия - Лучано Берио и Арнольда Шёнберга. Как известно, Брамс, будучи по музыкальной стилистике, оркестровому и тембровому колориту истинным романтиком, в вопросах композиции придерживался классицистских убеждений. Тем более интересно обращение к наследию "классика романтической эпохи" композиторов-авангардистов, перевернувших своим творчеством едва ли не все нормы классической композиции.
Обращение к переложениям приобретает особый контекст и в связи с разнообразными творческими амплуа Александра Князева. Музыкант давно зарекомендовал себя не только как виолончелист экстра-класса. Александр Князев успешно выступает ещё и как органист. К игре на "короле инструментов" Князев обратился во время вынужденного перерыва в виолончельной карьере: свыше двух десятилетий назад музыкант попал в страшную автокатастрофу, получив тяжелейшие травмы. И когда врачи наперебой твердили о конце карьеры музыканта, виолончелист освоил игру на органе. И вот уже более 20-ти лет Князев с успехом выступает как органист. В органном репертуаре фаворит артиста - И.С.Бах, исполнитель даже признаётся: "Меня вылечил Бах". Проявив невероятную силу воли и выдержку, Князев вернулся к игре на виолончели, и занял прочное место на вершине музыкального Олимпа. И уже в качестве виолончелиста, Князев реализует ещё один свой талант. Музыкант является автором целого ряда интереснейших переложений для виолончели различного скрипичного и альтового репертуара. Как правило, музыка, написанная изначально для других струнных, в переложении для виолончели ставит ещё более высокие задачи перед исполнителем, чем самый сложный оригинальный виолончельный репертуар. Князев создаёт смелые виолончельные переложения самых виртуозных скрипичных, альтовых концертов и блестящих сольных пьес. Возможно, в будущем эти переложения войдут в репертуар исполнителей, однако пока из-за их повышенной сложности и необычности исполнительских приёмов переложения Князева - эксклюзивный репертуар своего создателя.
Во втором отделении концерта прозвучит музыка Дмитрия Шостаковича. Бравурной "Праздничной увертюрой" композитор отдал дань официальным славословиям, однако даже в столь дежурном жанре отчётливо слышится его яркий авторский голос. Второй виолончельный концерт Шостаковича, наоборот, является одним из наиболее личностных и самобытных произведений Шостаковича. К тому же, этот шедевр навсегда войдёт в историю посвящением и премьерным исполнением (практически совместной с композитором доработкой) Мстислава Ростроповича.
Наверняка, прекрасный ансамбль солисту составит оркестр "Новая Россия" под управлением тонкого знатока современной музыки Александра Сладковского. Дирижёр занимал пост главного дирижёра Капеллы Санкт-Петербурга, являлся дирижёром Государственного симфонического оркестра "Новая Россия", а с 2010 года стал художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Как приглашённый дирижёр А.Сладковский сотрудничает с Госоркестром имени Светланова, БСО имени Чайковского, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Дрездена, Москвы, Новосибирска, Белграда, оркестрами Санкт-Петербург камерата, Symphonica-Siciliana (Италия), симфоническим оркестром Нижней Саксонии (Германия), оркестром Будапештской Национальной оперы. А.Сладковский - признанный авторитет в области исполнения современной музыки. В его репертуаре произведения крупнейших авторов современности, он постоянно сотрудничает с Александром Чайковским - композитор доверяет ему премьеры своих новых сочинений, а в Казани дирижёр является художественным руководителем фестиваля музыки Софии Губайдулиной, который с успехом впервые состоялся в ноябре 2011 года.
Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.
Комментарии